Проверяемый текст
(Диссертация 2004)
[стр. 130]

привлечения дополнительных финансовых ресурсов, в свою очередь, позволит обновить оборудование, создать торговую и производственную инфраструктуру, приобрести новые технологии, и, тем самым, повысить не только ликвидность, но и конкурентоспособность предприятий.
3.3.
Направления совершенствования институциональной среды финансового сектора Российский финансовый сектор развивается весьма динамично, однако необходимо его дальнейшее совершенствование с целью создания условий не только для реализации инвестиционных программ коллективного сектора,-но и для эффективного инвестирования частных накоплений.
Специфика российского инвестиционного бума и быстрой капитализации финансового рынка в прошлом году заключалась в том, что при всей парадоксальности ситуации политическая линия на переход к государственно-капиталистической модели экономики способствовала росту рынка и привлечению инвестиций.
Выделим несколько наиболее важных особенностей.
Существенной составляющей инвестиционного бума является репатриация капиталов, обусловленная неразвитостью институциональной среды, высокими рисками и низкой защитой прав собственности, что не позволяет эффективно перераспределять средства внутри страны.
На российский рынок стали поступать портфельные инвестиции крупных западных институциональных инвесторов, готовых идти на растущие институциональные риски в обмен на премию по доходности вложений.
Однако, покупая финансовые инструменты российских компаний, они приобретают не умение менеджеров, а способность государства поддерживать высокие доходы контролируемых им корпораций за счет мер административного характера и ажиотажного спроса на энергоносители и иные сырьевые ресурсы.
При этом
повышение 130
[стр. 693]

Раздел 5 Институциональные проблемы 693 В 2006 г.
в процессе IPO компании из России привлекли порядка 17 млрд долл., а путем размещения рублевых облигаций – еще около 17 млрд долл.
При этом, согласно данным Росстата из 17 млрд долл., полученных от разме щения акций только 2,5 млрд долл., или 14,7% от собранных средств были направлены на инвестиции в основной капитал.
Еще более парадоксальной является статистика использования 17 млрд долл., вырученных от размеще ния корпоративных облигаций.
Только 60 млн долл.
из указанной суммы, или 0,4%, пошло на увеличение основного капитала.
Конечно, можно сделать скидку на неточности в данных официальной статистики, однако в целом это вряд ли скорректирует основной вывод: средства, получаемые путем эмис сии акций и облигаций, не инвестируются в основной капитал и соответст венно не влияют на экономический рост.
О направлении использования данных ресурсов можно высказать гипо тезу.
Основной поток данных средств направляется на рефинансирование долгов и приобретение активов у их действующих владельцев.
На современ ном российском фондовом рынке происходят процессы, которые в конце 1980 х годов имели место на рынке США, известные как финансирование сделок LBO (leverage buy out) за счет эмиссии мусорных облигаций и IPO.
Суть сделок состояла в массовом заимствовании средств на фондовом рынке с использованием кредитного рычага в целях скупки компаний и приобрете ния их активов.
Главный риск подобных сделок – низкая эффективность при обретаемых компаний, которая может оказаться недостаточной, чтобы рас платиться с долгами на их покупку.
В США рынок мусорных облигаций завершился громким крахом компаний заемщиков в 1989 г.
* * * Таким образом, можно более конкретно сформулировать суть «дилеммы Клода Фролло», с которой сталкиваются иностранные и российские инвесто ры, принимая решение об инвестировании в акции и облигации российских эмитентов.
За несколько лет российский фондовый рынок показал выдаю щиеся результаты по доходности, росту ликвидности и капитализации.
Это не может не привлекать внимания и не будоражить воображение инвесторов.
Однако всякий раз, принимая решение об инвестировании, они должны по нимать, что, при покупке финансовых инструментов российских компаний они часто приобретают не умение менеджеров, а способность государства поддерживать высокие доходы контролируемых им корпораций за счет ажио тажного спроса на энергоносители и иные сырьевые ресурсы.
При этом
рост доходности финансовых инструментов нередко подогревается притоком но вой ликвидности, нежели повышением эффективности деятельности корпо раций.
Применительно к крупным иностранным инвесторам из такой ситуации возможны два основных пути.
Первый, оптимистичный, состоит в том, что рост доли иностранных стратегических и портфельных инвесторов в акциях и облигациях российских компаний трансформирует в позитивную сторону мо

[Back]