Проверяемый текст
Миронова Татьяна Львовна. Структура и развитие профессионального самосознания (Диссертация 1999)
[стр. 31]

31 должает развиваться дальше, возможно всю жизнь.
Онтогенез самосознания рассматривается И.И.
Чесноковой как развертывающийся во времени психический процесс, состоящий из трех все более усложняющихся форм: самопознания, эмоционально-ценностного отношения и саморегуляции.

Нели на первых стадиях развития ребенка все эти три сферы самосознания как бы слиты и нерасчленены, то со временем каждая из этих форм самосознания становится относительно самостоятельной.
Самосознание является процессом, развертывающимся во времени, непрерывно развивающимся от низшего уровня к высшему.
Для развития самосознания характерна стадиальность, т.
е.
деление на временные отрезки, в пределах которых накапливаются количественные признаки, которые постепенно или скачкообразно приводят к качественным новообразованиям в самосознании.
Каждая стадия самосознания детерминирована определенным уровнем развития психики, образом жизни, ведущей деятельностью индивида.
По мере развития самосознания увеличивается когнитивная сложность, возрастает дифференцированность, цельность, устойчивость и обобщенность образа Я.
По мере развития личность все более
глубоко осознает свое индивидуальное своеобразие.
Процесс постоянно усложняющегося самосознания является показателем непрерывного развития личности.

Самосознание рассматривается как уровневое образование.
Основания для выделения различных уровней самосознания
у разных исследователей оказываются существенно различными.
Уровневая концепция образа Я с использованием понятия установки сформулирована И.С.
Коном (1978).
Образ Я понимается
им как установочная система.
Социальная установка состоит из трех взаимосвязанных компонентов: когнитивного (определенное представление и мнение об объекте), аффективного (положительное или отрицательное отношение к объекту ), поведенческого (готовность к определенному образу действий в отношении объекта).
Нижний уровень образа Я составляют неосознанные, представленные только в переживании установки, тради
[стр. 43]

43 Структура самосознания с учетом историко-генетического аспекта позволяет выделить основные этапы становления самосознания и типологию самосознания.
Для исследования самосознания важное значение имеет понимание его структуры.
Проведенный нами обзор литературы по данному вопросу показал, что у разных авторов нет единства и достаточной четкости в рассмотрении структуры самосознания.
Сложность такого явления как самосознание, многообразие его функций и особенности связи с объективной действительностью, сознанием, а также с носителем самосознания человеком как индивидом, личностью, субъектом разнообразных видов деятельности, специфика его возникновения, развития в онтогенезе, в социогенезе и его функционирование определяют сложность и многоплановость исследования его структуры.
Разработка вопроса структуры самосознания подлежит дальнейшему и углубленному исследованию силами представителей различных дисциплин.
1.1.6.
Уровни самосознания Самосознание рассматривается как уровневое образование.
Основания для выделения различных уровней самосознания
оказываются существенно различными.
Уровневая концепция образа Я с использованием понятия установки сформулирована И.С.
Коном (1978).
Образ Я понимается
как установочная система.
Социальная установка состоит из трех взаимосвязанных компонентов: когнитивного (определенное представление и мнение об объекте), аффективного (положительное или отрицательное отношение к объекту), поведенческого (готовность к определенному образу действий в отношении объекта).
Нижний уровень образа Я составляют неосознанные, представленные только в переживании установки, традиционно
ассоциирующиеся в психологии с «самочувствием» и эмоциональным отношением к себе; на втором уровне расположены самооценки отдельных свойств и качеств; затем эти ча

[стр.,61]

61 Основанием для выделения стадий в развитии самосознания у И.И.
Чесноковой (1978) являются кризисы в развитии личности.
Она выделяет условно следующие стадии: от рождения до года; от года до 3 лет; от 3 до 7; от 7 до 12; от 12 до 14; от 14 до 18.
По ее мнению, последним вышеуказанным возрастным периодом процесс развития самосознания не завершается, а продолжает развиваться дальше, возможно всю жизнь.
Онтогенез самосознания рассматривается И.И.
Чесноковой как развертывающийся во времени психический процесс, состоящий из трех все более усложняющихся форм: самопознания, эмоционально-ценностного отношения и саморегуляции.

Если на первых стадиях развития ребенка все эти три сферы самосознания как бы слиты и нерасчленены, то со временем каждая из этих форм самосознания становится относительно самостоятельной.
Благодаря самосознанию мы можем осознавать разные стороны своей личности, их соответствие или несоответствие социально-нравственным требованиям деятельности.
Самосознание является регулятором человеческого поведения и деятельности.
Благодаря самосознанию мы можем проектировать собственную личность.
Основными функциями самосознания являются «развитие и совершенствование своей личности в соответствии с социальнонравственными требованиями общества и сознательное использование психических закономерностей своей личности для наиболее успешного преобразования природы и общества» (Проблемы экспериментальной психологии личности.
Пермь, 1970.С.
166).
Вышеприведенный обзор различных точек зрения на вопрос возникновения самосознания в онтогенезе, стадиальность его развития показывают, что существуют разногласия относительно времени возникновения самосознания у человека, в понимании стадиальности его развития.
Необходимо учитывать разноуровневый характер самосознания.
Все признаки появления самосознания у маленького ребенка, отмеченные у разных авторов, конечно не говорят о том, что ребенок начинает осознавать свою социальную сущность,

[стр.,62]

62 внутренний мир, то есть о том, что начинает проявляться самосознание в подлинном смысле этого слова.
Самосознание является процессом, развертывающимся во времени, непрерывно развивающимся от низшего уровня к высшему.
Для развития самосознания характерна стадиальность, то есть деление на временные отрезки, в пределах которых накапливаются количественные признаки, которые постепенно или скачкообразно приводят к качественным новообразованиям в самосознании.
Каждая стадия самосознания детерминирована определенным уровнем развития психики, образом жизни, ведущей деятельностью индивида.
По мере развития самосознания увеличивается когнитивная сложность, возрастает дифференцированность, цельность, устойчивость и обобщенность образа Я.
По мере развития личность все более
глубже осознает свое индивидуальное своеобразие.
Процесс постоянно усложняющегося самосознания является показателем непрерывного развития личности.

Рассмотрим проявления полового диморфизма в самосознании человека.
Имеется ряд исследований, результаты которых показывают, что на содержание представлений и понятий о себе и о других людях оказывается влияние не только возраст, деятельность, но и фактор пола.
Связь полового диморфизма с некоторыми свойствами самооценки, как показывают исследования И.В.
Деминой (1976), А.М.
Кухарчук (1973), И.М.
Боришевского (1966), М.П.
Пикельниковой (1970), О.М.
Мороз (1977), В.Н.
Куницыной (1968), В.Н.
Шубкина (1970) носят устойчивый харакгер.
Представителям женского пола различного возраста чаще присуща адекватная или заниженная самооценка, а для лиц мужского пола характерна завышенная, неадекватная самооценка.
В.Н.
Куницына исследовала особенности осознания подростками «физического Я» в зависимости от возраста и пола посредством метода словесного портрета.
Она выяснила, что в осознании своего физического облика у подростков имеет место половой диморфизм: у мальчиков 7-8 класса уровень знаний о «физическом Я» ниже, чем у девочек.
Описания мальчи

[Back]