32 » ционно ассоциирующиеся в психологии с «самочувствием» и эмоциональным отношением к себе; на втором уровне расположены самооценки отдельных свойств и качеств; затем эти частные самооценки складываются в относительно целостный образ и, наконец, сам этот образ Я включается в общую систему ценностных ориентации личности, связанных с осознанием ею целей своей жизнедеятельности и средств, необходимых для достижения этих целей. И.С. Кон подчеркивает функциональную взаимосвязь и одновременно автономию образа Я. Уровни самосознания по критерию тех рамок, в которых происходит соотнесение знаний о себе, выделены И.И. Чесноковой (1977). На первом уровне соотнесение знаний о себе происходит в рамках «Я и другой человек». В процессе наблюдения за поведением других людей вырабатываются представления и понятия о некоторых психологических качествах, свойствах человека. Затем эти качества переносятся на себя. На втором уровне соотнесение знаний о себе происходит в процессе аутокоммуникации, то есть в рамках «Я и Я». Человек оперирует уже готовыми, сформированными знаниями о себе. Существует еще один подход к выделению уровней самосознания в соответствии с уровнями жизнедеятельности субъекта как организма, социального индивида и личности (Столин В.В., 1985).Процессы самосознания на этих трех уровнях вносят различный вклад в целостный образ Я. Опорной частью образа Я является информация и знания человека о пространственном положении тела и его частей, схема тела, самочувствие, самоощущение. Самосознание на индивидном уровне характеризуется системой самоидентичностей, которая составляет основу знания о себе и проявляется в восприятии, переживании, признании себя принадлежащим к той или иной общности (возрастной, половой, семейной, этнической). Самосознание на индивидном уровне характеризуется также и самоотношением. Самоотношение сигнализирует о удовлетворении или неудовлетворении базисных потребностей со |
43 Структура самосознания с учетом историко-генетического аспекта позволяет выделить основные этапы становления самосознания и типологию самосознания. Для исследования самосознания важное значение имеет понимание его структуры. Проведенный нами обзор литературы по данному вопросу показал, что у разных авторов нет единства и достаточной четкости в рассмотрении структуры самосознания. Сложность такого явления как самосознание, многообразие его функций и особенности связи с объективной действительностью, сознанием, а также с носителем самосознания человеком как индивидом, личностью, субъектом разнообразных видов деятельности, специфика его возникновения, развития в онтогенезе, в социогенезе и его функционирование определяют сложность и многоплановость исследования его структуры. Разработка вопроса структуры самосознания подлежит дальнейшему и углубленному исследованию силами представителей различных дисциплин. 1.1.6. Уровни самосознания Самосознание рассматривается как уровневое образование. Основания для выделения различных уровней самосознания оказываются существенно различными. Уровневая концепция образа Я с использованием понятия установки сформулирована И.С. Коном (1978). Образ Я понимается как установочная система. Социальная установка состоит из трех взаимосвязанных компонентов: когнитивного (определенное представление и мнение об объекте), аффективного (положительное или отрицательное отношение к объекту), поведенческого (готовность к определенному образу действий в отношении объекта). Нижний уровень образа Я составляют неосознанные, представленные только в переживании установки, традиционно ассоциирующиеся в психологии с «самочувствием» и эмоциональным отношением к себе; на втором уровне расположены самооценки отдельных свойств и качеств; затем эти ча 44 стные самооценки складываются в относительно целостный образ, и наконец, сам этот образ Я включается в общую систему ценностных ориентаций личности, связанных с осознанием ею целей своей жизнедеятельности и средств, необходимых для достижения этих целей. И.С. Кон подчеркивает функциональную взаимосвязь и одновременно автономию образа Я. Уровни самосознания по критерию тех рамок, в которых происходит соотнесение знаний о себе, выделены И.И. Чесноковой (1977). На первом уровне соотнесение знаний о себе происходит в рамках «Я и другой человек». В процессе наблюдения за поведением других людей вырабатываются представления и понятия о некоторых психологических качествах, свойствах человека. Затем эти качества переносятся на себя. На втором уровне соотнесение знаний о себе происходит в процессе аутокоммуникации, то есть в рамках «Я и Я». Человек оперирует уже готовыми, сформированными знаниями о себе. Существует еще один подход к выделению уровней самосознания в соответствии с уровнями жизнедеятельности субъекта как организма, социального индивида и личности (Столиц В.В., 1985).Процессы самосознания на этих трех уровнях вносят различный вклад в целостный образ «Я». Опорной частью образа «Я» является информация и знания человека о пространственном положении тела и его частей, схема тела, самочувствие, самоощущение. Самосознание на индивидном уровне характеризуется системой самоидентичностей, которая составляет основу знания о себе и проявляется в восприятии, переживании, признании себя принадлежащим к той или иной общности (возрастной, половой, семейной, этнической). Самосознание на индивидном уровне характеризуется также и самоотношением. Самоотношение сигнализирует о удовлетворении или неудовлетворении базисных потребностей социального индивида потребности в принадлежности и признании. Для личностного уровня самосознания характерны особые качества, позволяющие человеку осуществить самоопределение, в том числе и профессиональ |