33 циального индивида потребности в принадлежности и признании. Для личностного уровня самосознания характерны особые качества, позволяющие человеку осуществить самоопределение, в том числе и профессиональное. На данном уровне человек осознает свои склонности, способности, общие и особенные черты, отличающие его от других людей. Для данного уровня характерно также и самоотношение, связанное с потребностью в самореализации личности. Идеи уровневого строения в вышеуказанных работах, за исключением работы В.В. Столина, только намечены. Критериями для выделения уровней самосознания в них являются специфические различия в самих психических процессах и структурах самосознания, а именно, у И. И. Чесноковой соотнесение знаний о себе, у И.С. Кона уровень сформированное™ и обобщенности установки. При выделении уровней самосознания они не выделяют детерминант, влияющих на формирование самосознания на каждом уровне. В отличие от вышеуказанных авторов В.В. Столин соотносит различные процессы самосознания, аспекты образа Я с уровнем активности человека как организма, индивида и личности, т. е. исходит из различий в жизнедеятельности субъекта, которые обеспечивают развитие и автономное существование каждого из этих уровней в целостной системе самосознания. Американский психолог Э.Эриксон (1967,1968) разработал детальную концепцию не только развития самосознания на протяжении жизненного цикла человека, но и личности. Он выделяет 8 стадий в развитии личности, самосознания, которые могут быть поняты как уровни (В.В. Столин, 1983). На каждой стадии возникают психические новообразования, которые в свою очередь определяются условиями общения индивида с социальным окружением. Каждая стадия сопровождается кризисом, рассматриваемым Эриксоном как поворотный момент в жизни индивида, возникающий как следствие достижения определенного уровня психической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивиду на данной стадии. Перед индивидом |
44 стные самооценки складываются в относительно целостный образ, и наконец, сам этот образ Я включается в общую систему ценностных ориентаций личности, связанных с осознанием ею целей своей жизнедеятельности и средств, необходимых для достижения этих целей. И.С. Кон подчеркивает функциональную взаимосвязь и одновременно автономию образа Я. Уровни самосознания по критерию тех рамок, в которых происходит соотнесение знаний о себе, выделены И.И. Чесноковой (1977). На первом уровне соотнесение знаний о себе происходит в рамках «Я и другой человек». В процессе наблюдения за поведением других людей вырабатываются представления и понятия о некоторых психологических качествах, свойствах человека. Затем эти качества переносятся на себя. На втором уровне соотнесение знаний о себе происходит в процессе аутокоммуникации, то есть в рамках «Я и Я». Человек оперирует уже готовыми, сформированными знаниями о себе. Существует еще один подход к выделению уровней самосознания в соответствии с уровнями жизнедеятельности субъекта как организма, социального индивида и личности (Столиц В.В., 1985).Процессы самосознания на этих трех уровнях вносят различный вклад в целостный образ «Я». Опорной частью образа «Я» является информация и знания человека о пространственном положении тела и его частей, схема тела, самочувствие, самоощущение. Самосознание на индивидном уровне характеризуется системой самоидентичностей, которая составляет основу знания о себе и проявляется в восприятии, переживании, признании себя принадлежащим к той или иной общности (возрастной, половой, семейной, этнической). Самосознание на индивидном уровне характеризуется также и самоотношением. Самоотношение сигнализирует о удовлетворении или неудовлетворении базисных потребностей социального индивида потребности в принадлежности и признании. Для личностного уровня самосознания характерны особые качества, позволяющие человеку осуществить самоопределение, в том числе и профессиональ 45 ное. На данном уровне человек осознает свои склонности, способности, общие и особенные черты, отличающие его от других людей. Для данного уровня характерно также и самоотношение, связанное с потребностью в саморсализации личности. Идеи уровневого строения в вышеуказанных работах, за исключением работы В.В. Столина, только намечены. Критериями для выделения уровней самосознания в них являются специфические различия в самих психических процессах и структурах самосознания, а именно, у И.И. Чесноковой соотнесение знаний о себе, у И.С. Кона уровнь сформированное™ и обобщенности установки. При выделении уровней самосознания они не выделяют детерминант, влияющих на формирование самосознания на каждом уровне. В отличии от вышеуказанных авторов В.В. Столин соотносит различные процессы самосознания, аспекты Я-образа с уровнем активности человека как организма, индивида и личности, то есть исходит из различий в жизнедеятельности субъекта, которые обеспечивают развитие и автономное существование каждого из этих уровней в целостной системе самосознания. Американский психолог Э.Эриксон (1967; 1968) разработал легальную концепцию не только развития самосознания на протяжении жизненного цикла человека, но и личности. Он выделяет 8 стадий в развитии личности, самосознания, которые могут быть поняты как уровни (В.В. Столин, 1983). На каждой стадии возникают психические новообразования, которые в свою очередь определяются условиями общения индивида с социальным окружением. Каждая стадия сопровождается кризисом, рассматриваемым Эриксоном как поворотный момент в жизни индивида, возникающий как следствие достижения определенного уровня психической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивиду на данной стадии. Перед индивидом стоит задача в адекватном разрешении кризиса. Если он разрешен, то это гарантирует здоровое развитие личноети в дальнейшем. |