Проверяемый текст
Миронова Татьяна Львовна. Структура и развитие профессионального самосознания (Диссертация 1999)
[стр. 35]

35 I 0 0 необходимо прежде всего решить вопрос о специфике форм активности человека, форм его жизнедеятельности.
По нашему мнению, в концепции Э.
Эриксона не все главные задачи, характерные для того или иного периода развития личности, нашли
огражение.
Так, на шестой стадии в ранней зрелости он выделяет только одну задачу, связанную с проблемой создания семьи, между тем на данном этапе также актуальна задача, связанная с подготовкой человека к будущей профессиональной деятельности и ее началом, адаптацией к ней.
Вхождение в профессию способствует
идентификации молодых людей с представителями своей профессиональной общности, формированию профессионального самосознания.
Проблему самосознания рассматривали представители интроспективной психологии
А.Пфендер и Т.Липпс.
А.Пфендер разграничивает Я и самосознание.
«Я» не имеет отношения к реальному субъекту, личности, это «не поддающийся определению психический субъект, который необходимо сомыслится во всех психологических понятиях, так как он образует центральную жизненную точку всякой психической жизни» (Пфендер А., 1909
С.331).
«Я» имманентно по своему существу, с самого начала Я имеется в психической жизни и развивается в течение всей жизни человека.
Я, или психический субъект, представляет деятельное начало в человеке, которое организует и упорядочивает все его переживания.
Все психическое, согласно
А.Пфендеру, является непосредственным переживанием, оно у него тождественно сознанию, понимаемому не как отражение, а как внутренне присущая данность человеку.
Представление о себе создается психическим субъектом.
Образ самого себя автор называет «само».
Самосознание возникает тогда, когда собственное «само» психического субъекта становится предметом его предметного сознания.
У Т.Липпса «Я» представляет, так же как и у предыдущего автора, чисто психический непосредственно переживаемый субъект.
Самосознание у
[стр. 47]

47 По нашему мнению, в концепции Э.Эриксона не все главные задачи, характерные для того или иного периода развития личности, нашли отражение.
Так, на шестой стадии в ранней зрелости он выделяет только одну задачу, связанную с проблемой создания семьи, между тем на данном этапе также актуальна задача, связанная с подготовкой человека к будущей профессиональной деятельности и ее началом , адаптацией к ней.
Вхождение в профессию способствует
развитию идентификации молодых людей с представителями своей профессиональной общности, формированию профессионального самосознания.
1.2.
Проблема прообраза образа Я 1.2.1.
Действующее «Я» и рефлексивное «Я» Глобальная Я-концепция включает в себя разнообразные аспекты индивидуального самосознания.
У.Джемс (1902) выделяет в личностном Я два элемента Я-сознающее, т.е.
Я как субъект акгивности и Я-как объект.
Это различение является условным, в реальной психической жизни эти две стороны самосознания слиты и образуют единое нерасторжимое целое.
Я-как объект существует лишь в процессах осознания себя и является содержанием этих процессов постольку, поскольку субъекг может осознавать самого себя (Бернс Р., 1986.С.61).
Разделять результат и процесс осознания себя можно только условно.
Проблему самосознания рассматривали представители интроспективной психологии
Л.Пфендер, Т.Липпс.
А.Пфендер разграничивает «Я» и самосознание.
«Я» не имеет отношения к реальному субъекту, личности, это «не поддающийся определению психический субъект, который необходимо сомыслится во всех психологических понятиях, так как он образует центральную жизненную точку всякой психической жизни» (Пфендер А., 1909.


[стр.,48]

48 С.331).
«Я» имманентно по своему существу, с самого начала Я имеется в психической жизни и развивается в течение всей жизни человека.
Я, или психический субъект, представляет деятельное начало в человеке, которое организует и упорядочивает все его переживания.
Все психическое, согласно
автору, является непосредственным переживанием, оно у него тождественно сознанию, понимаемому не как отражение, а как внутренне присущая данность человеку.
Представление о себе создается психическим субъектом.
Образ самого себя автор называет «само».
Самосознание возникает тогда, когда собственное «само» психического субъекта становится предметом его предметного сознания.
У Т.Липпса «Я» представляет, так же как и у предыдущего автора, чисто психический непосредственно переживаемый субъект.
Самосознание у
Липпса представляет особое предметное сознание.
«Я» является центр&зьным пунктом сознательной жизни человека.
С одной стороны, «Я» представляет собой сочетание содержаний сознания, с другой оно создает такое сочетание.
«Я» всегда предполагается при «содержаниях сознания», ощущениях, восприятиях, представлениях, мыслях и проявляется оно в «чувстве обусловливания...
или в чувстве господствования или власти над содержаниями сознания Я в чувстве «моего» (там же.-С.22).
Я это изначально действующая в человеке духовная сила, которая может произвольно манипулировать всеми содержаниями сознания.
Основной недостаток идеалистической интроспективной теории самосознания рассмотренных нами типичных представителей интроспективной психологии состоит в том, что они при рассмотрении самосознания отрывали его от объективного мира, поведения, практической деятельности и замыкали самосознание в самом себе.
Они не учитывали того момента, что явления самосознания соотносятся с реальными обстоятельствами, которые их в действительности обусловливают.
У Липпса и Пфендера «Я» это чисто психический непосредственно переживаемый духовный субъект, который является

[Back]