Проверяемый текст
Миронова Татьяна Львовна. Структура и развитие профессионального самосознания (Диссертация 1999)
[стр. 36]

36 Липпса представляет особое предметное сознание.
«Я» является
центральным пунктом сознательной жизни человека.
С одной стороны, «Я» представляет собой сочетание содержаний сознания, с другой оно создает такое сочетание.
«Я» всегда предполагается при «содержаниях сознания», ощущениях, восприятиях, представлениях, мыслях и проявляется оно в «чувстве обусловливания...
или в чувстве господствования или власти над содержаниями сознания Я в чувстве «моего» (там же.-С.22).
Я это изначально действующая в человеке духовная сила, которая может произвольно манипулировать всеми содержаниями сознания.
Основной недостаток идеалистической интроспективной теории самосознания рассмотренных нами типичных представителей интроспективной психологии состоит в том, что они при рассмотрении самосознания отрывали его от объективного мира, поведения, практической деятельности и замыкали самосознание в самом себе.
Они не учитывали того момента, что явления самосознания соотносятся с реальными обстоятельствами, которые их в действительности обусловливают.
У Липпса и Пфендера «Я» это чисто психический непосредственно переживаемый духовный субъект, который является
действующим лицом, организующим и упорядочивающим содержание самосознания.
«Я» не имеет отношения к реальному субъекту, личности.
Самосознание существует как функционирование чисто духовного идеального «Я» и является отражением психического в психическом.

Определенный вклад в разработку проблемы самосознания внес Г.Олпорт (1961).
Он вводит всеобъемлющий конструкт проприум, представляющий собой некую организующую и объединяющую силу, назначение которойформирование уникальности человеческой жизни.
Он неотъемлем от человека как единого целого.
Проприум являет собой позитивное, творческое, стремящееся к
роспу и развивающееся свойство человеческой природы.
Проприум включает все аспекты личности, способствующие
формировании внутреннего чувства целостности (Л.Хьелл, Д.Зиглер, 1997,С.281-28$).
[стр. 48]

48 С.331).
«Я» имманентно по своему существу, с самого начала Я имеется в психической жизни и развивается в течение всей жизни человека.
Я, или психический субъект, представляет деятельное начало в человеке, которое организует и упорядочивает все его переживания.
Все психическое, согласно автору, является непосредственным переживанием, оно у него тождественно сознанию, понимаемому не как отражение, а как внутренне присущая данность человеку.
Представление о себе создается психическим субъектом.
Образ самого себя автор называет «само».
Самосознание возникает тогда, когда собственное «само» психического субъекта становится предметом его предметного сознания.
У Т.Липпса «Я» представляет, так же как и у предыдущего автора, чисто психический непосредственно переживаемый субъект.
Самосознание у Липпса представляет особое предметное сознание.
«Я» является
центр&зьным пунктом сознательной жизни человека.
С одной стороны, «Я» представляет собой сочетание содержаний сознания, с другой оно создает такое сочетание.
«Я» всегда предполагается при «содержаниях сознания», ощущениях, восприятиях, представлениях, мыслях и проявляется оно в «чувстве обусловливания...
или в чувстве господствования или власти над содержаниями сознания Я в чувстве «моего» (там же.-С.22).
Я это изначально действующая в человеке духовная сила, которая может произвольно манипулировать всеми содержаниями сознания.
Основной недостаток идеалистической интроспективной теории самосознания рассмотренных нами типичных представителей интроспективной психологии состоит в том, что они при рассмотрении самосознания отрывали его от объективного мира, поведения, практической деятельности и замыкали самосознание в самом себе.
Они не учитывали того момента, что явления самосознания соотносятся с реальными обстоятельствами, которые их в действительности обусловливают.
У Липпса и Пфендера «Я» это чисто психический непосредственно переживаемый духовный субъект, который является


[стр.,49]

действующим лицом, организующим и упорядочивающим содержание самосознания.
«Я» не имеет отношения к реальному субъекту, личности.
Самосознание существует как функционирование чисто духовного идеального «Я» и является отражением психического в психическом.

При исследовании самосознания выделяется проблема действующего и рефлексивного Я.
Это различение было введено в психологию У.Джемсом.
Одной из основных тенденций современных исследований самосознания является понимание относительности между действующим и рефлексивным Я (Кон И.С., 1981).
Носителем самосознания является человек как личность, как индивид, как субъект различных видов деятельности.
Он является активным действующим существом, реализующим свои планы, замыслы, изменяющим мир и самого себя.
Для достижения своих целей, замыслов он должен отражать не только внешний мир, но и самого себя как регулятора своего поведения и деятельности.
Определенный вклад в разработку проблемы самосознания внес Г.Олпорт (1961).
Он вводит всеобъемлющий конструкт проприум, представляющий собой некую организующую и объединяющую силу, назначение которой формирование уникальности человеческой жизни.
Он неотъемлем от человека как единого целого.
Проприум являет собой позитивное, творческое, стремящееся к
росту и развивающееся свойство человеческой природы.
Здесь речь идет о «самости».
Эта концепция обозначена «Я как познаваемое».
Проприум включает все аспекты личности, способствующие
формированию внутреннего чувства целостности (Л.Хьелл, Д.Зиглер, 1997.С.281-285).
Ученый выделяет различные аспекты «самости» (проприотические функции), которые принимают участие в развитии проприума индивида.
Проприотические функции медленно развиваются, в итоге их интеграции формируется «Я», как объект субъективного познания.
Он выделяет семь аспектов развития проприума или самосознания, причем они последовательно появляются у развивающегося индивида.
К ним относятся: ощущение своего 49

[Back]