Проверяемый текст
Миронова Татьяна Львовна. Структура и развитие профессионального самосознания (Диссертация 1999)
[стр. 37]

37 * Ученый выделяет различные аспекты «самости» (проприотические функции), которые принимают участие в развитии проприума индивида.
Проприотические функции медленно развиваются, в итоге их интеграции формируется «Я», как объект субъективного познания.
Он выделяет семь аспектов развития проприума, или самосознания, причем они последовательно появляются у развивающегося индивида.
К ним относятся: ощущение своего
тела; ощущение самоидентичности; формирование самоуважения: расширение самости; образ самого себя; рациональное управление самим собой; проприативное стремление, возникающее в подростковом возрасте.
Появление последнего связано с постановкой перед собой перспективных целей, настойчивостью в поиске путей их реализации, ощущением смысла своей жизни.
Выделен еще один аспект познание самого себя, стоящий над всеми остальными и синтезирующий их.
В процессе познания самого себя индивид осознает свое объективное «Я».
Человеческое Я выступает прежде всего как «субъект сознания, психических явлений в интегральной целостности» (Спиркин А.Г., 1972.-С.133).

Действующее Я понимается двояко, как субъект мысли, сознания, а также как субъект жизнедеятельности, проходящей в предметном и социальном мире.

При этом самосознание выступает не как простое следствие усложнения психических структур, а как необходимый субъекту процесс, который возникает для обслуживания каких-то сторон жизнедеятельности.
Самосознание служит реальному субъекту жизнедеятельности (а не психическому «Я») (Столин В.В., 1985).

А.В.
Брушлинский (1994.-С.22) характеризует субъекта как неразрывно связанного с другими людьми и вместе с тем автономного, независимого от других.
Человек как субъект является объектом общественных влияний, а также он как член общества оказывает воздействие на общество.
Ученый, характеризуя человека как субъекта, подчеркивает целостность всех его психо/
[стр. 49]

действующим лицом, организующим и упорядочивающим содержание самосознания.
«Я» не имеет отношения к реальному субъекту, личности.
Самосознание существует как функционирование чисто духовного идеального «Я» и является отражением психического в психическом.
При исследовании самосознания выделяется проблема действующего и рефлексивного Я.
Это различение было введено в психологию У.Джемсом.
Одной из основных тенденций современных исследований самосознания является понимание относительности между действующим и рефлексивным Я (Кон И.С., 1981).
Носителем самосознания является человек как личность, как индивид, как субъект различных видов деятельности.
Он является активным действующим существом, реализующим свои планы, замыслы, изменяющим мир и самого себя.
Для достижения своих целей, замыслов он должен отражать не только внешний мир, но и самого себя как регулятора своего поведения и деятельности.
Определенный вклад в разработку проблемы самосознания внес Г.Олпорт (1961).
Он вводит всеобъемлющий конструкт проприум, представляющий собой некую организующую и объединяющую силу, назначение которой формирование уникальности человеческой жизни.
Он неотъемлем от человека как единого целого.
Проприум являет собой позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеческой природы.
Здесь речь идет о «самости».
Эта концепция обозначена «Я как познаваемое».
Проприум включает все аспекты личности, способствующие формированию внутреннего чувства целостности (Л.Хьелл, Д.Зиглер, 1997.С.281-285).
Ученый выделяет различные аспекты «самости» (проприотические функции), которые принимают участие в развитии проприума индивида.
Проприотические функции медленно развиваются, в итоге их интеграции формируется «Я», как объект субъективного познания.
Он выделяет семь аспектов развития проприума или самосознания, причем они последовательно появляются у развивающегося индивида.
К ним относятся: ощущение своего
49

[стр.,50]

50 тела; ощущение самоидентичности; формирование самоуважения; расширение самости; образ самого себя; рациональное управление самим собой; проприативное стремление, возникающее в подростковом возрасте.
Появление последнего связано с постановкой перед собой перспективных целей, настойчивостью в поиске путей их реализации, ощущением смысла своей жизни.
Выделен еще один аспект познание самого себя, стоящий над всеми остальными и синтезирующий их.
В процессе познания самого себя индивид осознает свое объективное «Я».
Человеческое Я выступает прежде всего как «субъект сознания, психических явлений в интегральной целостности» (Спиркин А.Г., 1972.-С.133).

Эта субъективность, сознательность «Я» как регулятивного начала психической жизни обозначается латинским словом «Эго» (Кон И.С.,1978.
С.8).
Действующее Я понимается двояко, как субъект мысли, сознания, а также как субъект жизнедеятельности, проходящей в предметном и социальном мире.

Самосознание понимается не как эпифеномен, не как простое следствие усложнения психических структур, а как необходимый субъекту процесс, который возникает для обслуживания каких-то сторон жизнедеятельности.
Самосознание служит реальному субъекту жизнедеятельности (а не психическому «Я») (Столин В.В., 1985).

В психологии для подчеркивания активности и инициативности человека, являющегося инициатором своей деятельности, поведения, общения, используют слово субъекг.
А.В.
Брушлинский (1994.-С.22) определяет субъекта как человека, людей на характерном для них высшем уровне активности, целостности, автономности.
Субъект характеризуется неразрывной связью с другими людьми и вместе с тем своей автономностью, независимостью от других.
Человек как субъект является объектом общественных влияний, а также он как член общества оказывает воздействие на общество.
Ученый, характеризуя человека как субъекта, подчеркивает целостность всех его психологических
качеств, становление субъекта в процессе общения, деятельности.

[Back]