Проверяемый текст
Миронова Татьяна Львовна. Структура и развитие профессионального самосознания (Диссертация 1999)
[стр. 38]

38 I * логических качеств, становление субъекта в процессе общения, деятельности.
В противовес функционалистскому подходу в понимании психологии человека он подчеркивает, что субъектом является не психика человека, а человек, обладающий психикой, не те или иные формы активности, а сам человек, который осуществляет деятельность, общение и поведение.
Человек и его психика являются единой системой, в которой «субъект объективно является основанием всех психических процессов, свойств и состояний, вообще всех видов своей активности (деятельности, общения и т.д.)» (там же С.68).

Субъект является основанием всех своих психических процессов, свойств, состояний,
активности.
Носителем самосознания выступает человек как индивид,
личность, субъект деятельности.
Самосознание является регулятором деятельности и поведения человека.

1.2.
Образ Я в структуре самосознания Самосознание сопровождает любые процессы сознания в специфической форме осознания, отнесенности акта сознания к моему «Я» (Чеснокова И.И., 1974.С.214).
В повседневной жизни «Я» управляет ориентировкой в среде, ходом наших мыслей, поступками.

При исследовании самосознания выделяется проблема действующего и рефлексивного Я.
Это различение было введено в психологию У.Джемсом.
(1902), который выделил в личностном Я два элемента Я-сознающее, т.е.
Я как субъект
активности и Я как объект.
Такое различение является условным, в реальной психической жизни эти две стороны самосознания слиты и образуют единое нерасторжимое целое.
Я как объект существует лишь в процессах осознания себя и является содержанием этих процессов постольку, поскольку
субъект может осознавать самого себя (Бернс Р., 1986.С.61).
Разделять результат и процесс осознания себя можно только условно.

Носителем самосознания является человек как личность, индивид, субъект различных видов деятельности.
Он является активным действующим существом, реализующим свои планы, изменяющим мир и самого себя.
Для достижения своих
[стр. 25]

с точки зрения этой позиции.
А.Р.
Петрулите и Е.Ф.
Рыбалко (1984) при раскрытии процессуальное™ самосознания употребляют не термин «рефлексия», а «саморефлексия» или самоотражение.
В процессе саморефлексии формируется Я-образ или Я-концепция.
Зарубежные психологи большое значение придавали проблеме самосознания.
В зарубежной психологии проблема человеческого Я, самосознания разрабатывалась представителями разных направлений: интроспективного (Пфендер А., Липпс Т.), психоаналитического направления в теории личности (Фрейд 3., Хорни К., Адлер А., Юнг Г., Эриксон Э.), гуманистического направления (Маслоу А., Фромм Э., Роджерс К., Франкл В.), диспозиционного направления в теории личности (Олпорт Г.), социальной психологии (Кули Ч., Мид Д., Розенберг М., Шибутани Т.), когнитивной психологии (Бэм Д., Хайдер Ф.) и др.
25 1.1.3.
Я-феномен, Я-образ или Я-концепция Самосознание сопровождает любые процессы сознания в специфической форме осознания, отнесенности акта сознания к моему «Я» (Чеснокова И.И., 1974.С.214).
В повседневной жизни «Я» управляет ориентировкой в среде, ходом наших мыслей, поступками.

Выделяются учеными различные аспекты в изучении «Я».
Р.
Мейл и (1975.С.39) выделяет три аспекта в изучении «Я»: 1.
Центрация большинства психических функций и явлений.
Человек чувствует себя субъектом своих действий, своего восприятия, мыслей, чувств и отражает свою тождественность и неразрывность с тем, чем он был ранее.
2.
Совокупность объектов, определяющих «содержание Я» или его поле.
3.
«Защитные механизмы».
В более общем смысле под ними понимается совокупность небиологических побуждений, направленных на защиту, а также укрепление чувства своей силы и ценности.


[стр.,47]

47 По нашему мнению, в концепции Э.Эриксона не все главные задачи, характерные для того или иного периода развития личности, нашли отражение.
Так, на шестой стадии в ранней зрелости он выделяет только одну задачу, связанную с проблемой создания семьи, между тем на данном этапе также актуальна задача, связанная с подготовкой человека к будущей профессиональной деятельности и ее началом , адаптацией к ней.
Вхождение в профессию способствует развитию идентификации молодых людей с представителями своей профессиональной общности, формированию профессионального самосознания.
1.2.
Проблема прообраза образа Я 1.2.1.
Действующее «Я» и рефлексивное «Я» Глобальная Я-концепция включает в себя разнообразные аспекты индивидуального самосознания.
У.Джемс (1902) выделяет в личностном Я два элемента Я-сознающее, т.е.
Я как субъект
акгивности и Я-как объект.
Это различение является условным, в реальной психической жизни эти две стороны самосознания слиты и образуют единое нерасторжимое целое.
Я-как объект существует лишь в процессах осознания себя и является содержанием этих процессов постольку, поскольку
субъекг может осознавать самого себя (Бернс Р., 1986.С.61).
Разделять результат и процесс осознания себя можно только условно.

Проблему самосознания рассматривали представители интроспективной психологии Л.Пфендер, Т.Липпс.
А.Пфендер разграничивает «Я» и самосознание.
«Я» не имеет отношения к реальному субъекту, личности, это «не поддающийся определению психический субъект, который необходимо сомыслится во всех психологических понятиях, так как он образует центральную жизненную точку всякой психической жизни» (Пфендер А., 1909.

[стр.,51]

51 В противовес функционалистскому подходу в понимании психологии человека он подчеркивает, что субъектом является не психика человека, а человек, обладающий психикой, не те или иные формы активности, а сам человек, который осуществляет деятельность, общение и поведение.
Человек и его психика являются единой системой, в которой «субъект объективно является основанием всех психических процессов, свойств и состояний, вообще всех видов своей активности (деятельности, общения и т.д.)» (там же.С.68).

Таким образом, одной из тенденций исследования самосознания в последнее время является понимание относительности между действующим и рефлексивным Я.
Субъект является основанием всех своих психических процессов, свойств, состояний,
акгивности.
Носителем самосознания выступает человек как индивид,
как личность, как субъект деятельности.
Самосознание является регулятором деятельности и поведения человека.

Оно служит реальному субъекту жизнедеятельности.
1.2.2.
Индивид, личность, субъект деятельности В отечественной психологии при рассмотрении человека используют понятия индивид, личность.
Человек не только личность, но и организм, вершина филогенеза живых существ.
В психологической литературе эти понятия трактуются по-разному.
Под индивидом понимается человек как биологическое существо, принадлежащее классу млекопитающих, виду Ьошо $ар1еп$.
Согласно А.Н.
Леонтьеву (1983.
Т.2.-С.
195-200), в понятии индивид выражаются два основных признака: неделимость или целостность субъекта и наличие у него особенных свойств, отличающих его от других представителей.
Индивид имеет генотипические свойства, развитие которых продолжается в онтогенезе.
Индивид является продуктом развития жизни, взаимодействия со средой.
«Человек как природное существо, пишет А.Н.
Леонтьев, есть индивид, обладающий той или иной физической конституцией, типом нервной

[Back]