39 * целей, замыслов он должен отражать не только внешний мир, но и самого себя как регулятора своего поведения и деятельности. В процессе отражения человеком самого себя (самоотражения) формируется образ Я. Наряду с Я как субъектом, активным, действующим и субъективным, подчеркивает И.С. Кон (1981), необходимо выделять Я как объект восприятия, мышления, то есть объектное, рефлексивное, категориальное Я, или образ Я, понятие Я, Яконцепцию. Исследователи выделяют различные аспекты в феномене Я, а следовательно, и различные аспекты в его изучении. Р.Мейли (1975.С.39) выделяет три аспекта в изучении проблем Я. 1. Центрация большинства психических функций и явлений. Человек чувствует себя субъектом своих действий, своего восприятия, мыслей, чувств и отражает свою тождественность и неразрывность с тем, чем он был ранее. 2. Совокупность объектов, определяющих «содержание Я» или его иоле. 3. «Защитные механизмы». В общем смысле под ними понимается совокупность небиологических побуждений, направленных на защиту, а также укрепление чувства своей силы и ценности. И.С. Кон считает наиболее важными следующие аспекты исследования проблемы Я. 1. Я-идентичность (самость). Человек при изменениях окружающей среды сохраняет некоторую идентичность, поддерживая и воспроизводя собственную структуру. При изучении идентичности психологи рассматривают, что же является устойчивым и изменчивым в личности. 2. «Эго» (субъектность). С данным представлением связана субъективность явлений сознания, понятие действующего лица, наблюдателя, которое получило название Я. При изучении данного аспекта внимание исследователей направлено на процессы и механизмы сознательной саморегуляции поведения. |
с точки зрения этой позиции. А.Р. Петрулите и Е.Ф. Рыбалко (1984) при раскрытии процессуальное™ самосознания употребляют не термин «рефлексия», а «саморефлексия» или самоотражение. В процессе саморефлексии формируется Я-образ или Я-концепция. Зарубежные психологи большое значение придавали проблеме самосознания. В зарубежной психологии проблема человеческого Я, самосознания разрабатывалась представителями разных направлений: интроспективного (Пфендер А., Липпс Т.), психоаналитического направления в теории личности (Фрейд 3., Хорни К., Адлер А., Юнг Г., Эриксон Э.), гуманистического направления (Маслоу А., Фромм Э., Роджерс К., Франкл В.), диспозиционного направления в теории личности (Олпорт Г.), социальной психологии (Кули Ч., Мид Д., Розенберг М., Шибутани Т.), когнитивной психологии (Бэм Д., Хайдер Ф.) и др. 25 1.1.3. Я-феномен, Я-образ или Я-концепция Самосознание сопровождает любые процессы сознания в специфической форме осознания, отнесенности акта сознания к моему «Я» (Чеснокова И.И., 1974.С.214). В повседневной жизни «Я» управляет ориентировкой в среде, ходом наших мыслей, поступками. Выделяются учеными различные аспекты в изучении «Я». Р. Мейл и (1975.С.39) выделяет три аспекта в изучении «Я»: 1. Центрация большинства психических функций и явлений. Человек чувствует себя субъектом своих действий, своего восприятия, мыслей, чувств и отражает свою тождественность и неразрывность с тем, чем он был ранее. 2. Совокупность объектов, определяющих «содержание Я» или его поле. 3. «Защитные механизмы». В более общем смысле под ними понимается совокупность небиологических побуждений, направленных на защиту, а также укрепление чувства своей силы и ценности. 26 И.С. Кон выделяет следующие аспекты проблемы «Я»: 1. «Я» идентичность (самость). Человек при изменениях окружающей среды сохраняет некоторую идентичность, поддерживая и воспроизводя собственную структуру. При изучении идентичности психологи рассматривают, что же является устойчивым и изменчивым в личности. 2. «Эго» (субъектность). С данным представлением связана субъективность явлений сознания, понятие действующего лица, наблюдателя, которое получило название Я. При изучении данного аспекта внимание исследователей направлено на процессы и механизмы сознательной саморегуляции поведения. 3. Образ Я. При изучении Я-образов рассматриваются конкретные процессы и механизмы самосознания, степень адекватности самооценок, структурные компоненты Я-образов и динамика их изменения, роль и значение самосознания в общем балансе психической деятельности. Вышеуказанные аспекты проблемы «Я» являются взаимосвязанными и предполагают друг друга: «Идентичность психики и поведения индивида невозможна без какого-то единого регулятивного начала, которое требует самосознания. «Эго» как регулятивный механизм предполагает преемственность психической деятельности и наличие информации о самом себе. «Образ-Я» как бы достраивает идентичность и субъективность личности и одновременно корректирует ее поведение» (Кон И.С., 1978.С.9). Общее в позициях Мейли и Кона состоит в том, что они выделяют «Я» как субъекга, активного, действующего, а также объектное «Я». Объектом рефлексии субъекта становятся разнообразные содержания «Я». Также выделяют аспект проблемы «Я» идентичность (самость). Человек отражает свою тождественность, неразрывность с тем, что он был ранее. Рассмотрим основные подходы к пониманию Я-образа и Я-концепнии. В процессе отражения человеком самого себя (самоотражения) формируется Я-образ. Наряду с «Я» как субъектом, активным, действующим и субъектив |