40 * 3. Образ Я. При изучении образов Я рассматриваются конкретные процессы и механизмы самосознания, степень адекватности самооценок, структурные компоненты Я-образов и динамика их изменения, роль и значение самосознания в общем балансе психической деятельности. Вышеуказанные аспекты проблемы Я являются взаимосвязанными и предполагают друг друг а. Идентичность психики и поведения индивида невозможна без какого-то единого регулятивного начала, которое требует самосознания. «Эго» как регулятивный механизм предполагает преемственность психической деятельности и наличие информации о самом себе. Образ Я как бы достраивает идентичность и субъективность личности и одновременно корректирует ее поведение (Кон И.С., 1978,С.9). Общее в позициях Р.Мейли и И.С.Кона состоит в том, что они выделяют Я как субъекта, активного, действующего, а также объектное Я. Объектом рефлексии субъекта становятся разнообразные содержания Я. И.С.Кон (1978.-С.66-74) понимает образ Я как социальную установку (установочную систему), которая позволяет представить структуру самосознания не как случайный набор компонентов, а как некоторую систему когнитивных, эмоциональных и поведенческих признаков. И.И. Чеснокова (1977.С. 89-100) рассматривает образ Я в контексте самопознания личности. Обобщенный образ Я формируется в процессе интеграции множества единичных конкретных образов в ходе само восприятия, самонаблюдения, самоанализа. В нем отражены общие, специфические и существенные черты данного субъекта. Образ Я является определенным итогом процесса самопознания. Обобщенный образ Я влияет на мировосприятие, обусловливает основную линию поведения личности. Другой подход к пониманию образа Я характерен для Н.И. Непомнящей (1975, 1980, 1992). Образ Я рассматривается ею как сторона ценностности. В ценностности Н.И. Непомнящая выделяет две стороны: значимость для субъекта определенных сторон действительности; представление о самом |
26 И.С. Кон выделяет следующие аспекты проблемы «Я»: 1. «Я» идентичность (самость). Человек при изменениях окружающей среды сохраняет некоторую идентичность, поддерживая и воспроизводя собственную структуру. При изучении идентичности психологи рассматривают, что же является устойчивым и изменчивым в личности. 2. «Эго» (субъектность). С данным представлением связана субъективность явлений сознания, понятие действующего лица, наблюдателя, которое получило название Я. При изучении данного аспекта внимание исследователей направлено на процессы и механизмы сознательной саморегуляции поведения. 3. Образ Я. При изучении Я-образов рассматриваются конкретные процессы и механизмы самосознания, степень адекватности самооценок, структурные компоненты Я-образов и динамика их изменения, роль и значение самосознания в общем балансе психической деятельности. Вышеуказанные аспекты проблемы «Я» являются взаимосвязанными и предполагают друг друга: «Идентичность психики и поведения индивида невозможна без какого-то единого регулятивного начала, которое требует самосознания. «Эго» как регулятивный механизм предполагает преемственность психической деятельности и наличие информации о самом себе. «Образ-Я» как бы достраивает идентичность и субъективность личности и одновременно корректирует ее поведение» (Кон И.С., 1978.С.9). Общее в позициях Мейли и Кона состоит в том, что они выделяют «Я» как субъекга, активного, действующего, а также объектное «Я». Объектом рефлексии субъекта становятся разнообразные содержания «Я». Также выделяют аспект проблемы «Я» идентичность (самость). Человек отражает свою тождественность, неразрывность с тем, что он был ранее. Рассмотрим основные подходы к пониманию Я-образа и Я-концепнии. В процессе отражения человеком самого себя (самоотражения) формируется Я-образ. Наряду с «Я» как субъектом, активным, действующим и субъектив 27 ным, подчеркивает И.С. Кон (1981), необходимо выделять «Я» как объект восприятия, мышления, то есть объектное, рефлексивное, категориальное Я, или образ Я, понятие Я, или Я-концепцию. И.С.Кон (1978.С.66-74) понимает «образ Я» как социальную установку (установочную систему), которая позволяет представить его структуру не как случайный набор компонентов, а как некоторую систему когнитивных, эмоциональных и поведенческих признаков. Образ Я рассматривается И.И. Чесноковой (1977,С.89-100) в контексте самосознания личности. Самосознание выступает как особо сложный процесс опосредствованного познания личностью себя, развернутый во времени. Обобщенный образ Я формируется в процессе интеграции множества единичных конкретных образов в ходе самовосприятия, самонаблюдения, самоанализа. В нем отражены общие, специфические и существенные черты данного субъекта. Образ Я является определенным итогом процесса самопознания. Обобщенный образ Я является, согласно автору, тождественным понятию Я. Понятие Я влияет на мировосприятие, обусловливает основную линию поведения личности. Другой подход к пониманию Я-образа характерен для Н.И. Непомнящей (1975, 1980, 1992). Образ Я рассматривается как сторона ценностности. В ценностности выделяются две стороны: значимость для субъекта определенных сторон действительности; представление о самом себе или «образ Я». Автор данного подхода рассматривает становление образа Я как ценностности, определяет связь образа Я личности с направленностью, с ценностными ориентациями, что является достоинством данного подхода. Ограниченность данного подхода состоит в том, что автор строит свою концепцию, базируясь на исследованиях по умственному развитию дошкольников, при рассмотрении образа Я абсолютизируются психологические особенности, присущие детям дошкольного возраста. |