'• ■ПбЯйСТй^ ЮССИЙСКА 41 себе, или образ Я. Н.И. Непомнящая рассматривает становление образа Я как ценностиости, определяет связь образа Я личности с направленностью, с ценностными ориентациями, однако строит свою концепцию, базируясь на исследованиях умственного развития дошкольников, а значит, при рассмотрении образа Я абсолютизируются психологические особенности, присущие детям дошкольного возраста. Большой интерес представляет подход к изучению образа Я, разрабатываемый в рамках концепции общения М.И. Лисиной (Лисина М.И. 1980.С.3-32; Лисина М.И., Авдеева Н.Н., 1980.-С.50-70). Становление образа Я рассматривается на ранних этапах онтогенеза. Основными факторами формирования представления о себе являются ведущая деятельность, характерная для каждого возрастного этапа психического развития ребенка, и форма его общения с окружающими людьми, причем эти факторы тесно взаимосвязаны. Вовлечение ребенка в общение, в практическую деятельность взрослым способствует развитию у ребенка возможности быть субъектом собственной деятельности, переживанию собственной субъективности, формированию представления о себе как субъекте этой деятельности. Составляющими структуры образа Я как целостного образования являются два компонента: когнитивный (знание о себе) и аффективный (отношение к себе), они находятся в неразрывном единстве и взаимосвязаны друг с другом (Силвестру А.И.,1980.С.1 19-139). На начальных этапах онтогенеза аффективная сторона отношения к себе преобладает, по мере развития формируется аффективно-когнитивное единство образа Я. А.Н. Крылов (1984) рассматривает образ Я как фактор развития личности. Образ Я формируется в результате интериоризации ее внешних отношений, в первую очередь общения, и представляет собой согласно автору, интериоризованное общение. |
27 ным, подчеркивает И.С. Кон (1981), необходимо выделять «Я» как объект восприятия, мышления, то есть объектное, рефлексивное, категориальное Я, или образ Я, понятие Я, или Я-концепцию. И.С.Кон (1978.С.66-74) понимает «образ Я» как социальную установку (установочную систему), которая позволяет представить его структуру не как случайный набор компонентов, а как некоторую систему когнитивных, эмоциональных и поведенческих признаков. Образ Я рассматривается И.И. Чесноковой (1977,С.89-100) в контексте самосознания личности. Самосознание выступает как особо сложный процесс опосредствованного познания личностью себя, развернутый во времени. Обобщенный образ Я формируется в процессе интеграции множества единичных конкретных образов в ходе самовосприятия, самонаблюдения, самоанализа. В нем отражены общие, специфические и существенные черты данного субъекта. Образ Я является определенным итогом процесса самопознания. Обобщенный образ Я является, согласно автору, тождественным понятию Я. Понятие Я влияет на мировосприятие, обусловливает основную линию поведения личности. Другой подход к пониманию Я-образа характерен для Н.И. Непомнящей (1975, 1980, 1992). Образ Я рассматривается как сторона ценностности. В ценностности выделяются две стороны: значимость для субъекта определенных сторон действительности; представление о самом себе или «образ Я». Автор данного подхода рассматривает становление образа Я как ценностности, определяет связь образа Я личности с направленностью, с ценностными ориентациями, что является достоинством данного подхода. Ограниченность данного подхода состоит в том, что автор строит свою концепцию, базируясь на исследованиях по умственному развитию дошкольников, при рассмотрении образа Я абсолютизируются психологические особенности, присущие детям дошкольного возраста. 28 Большой интерес представляет подход к изучению образа Я, разрабатываемый в рамках концепции общения М.И. Лисиной (Лисина М.И. 1980.С.3-32; Лисина М.И., Авдеева Н.Н., 1980.-С.50-70), в котором рассматривается становление образа Я на ранних этапах онтогенеза. Основными факторами формирования представления о себе являются ведущая деятельность, характерная для каждого возрастного этапа психического развития ребенка, и форма его общения с окружающими людьми, причем эти факторы тесно взаимосвязаны между собой. Вовлечение ребенка в общение, в практическую деятельность взрослым способствует развитию у него возможности быть субъектом собственной деятельности, переживанию собственной субъективности, формированию представления ребенка о себе как субъекте этой деятельности. Составляющими структуры образа Я как целостного образования являются два компонента: когнитивный (знание о себе) и аффективный (отношение к себе), они находятся в неразрывном единстве и взаимосвязаны друг с другом (Силвестру А.И.,1980.С.119-139). На начальных этапах онтогенеза аффективная сторона отношения к себе преобладает над когнитивной, по мере развития формируется аффективно-когнитивное единство образа Я. А.Н. Крылов (1984) рассматривает в теоретическом плане образ Я как фактор развития личности. Образ Я формируется в результате интериоризации ее внешних отношений, в первую очередь общения, и представляет собой, согласно автору, интериоризованное общение. Таким образом, проведенный нами анализ различных подходов к изучению Я-образа показывает, что имеется разнообразие в его понимании. Существующее разнообразие подходов можно объяснить сложностью рассматриваемого явления самосознания образа Я. Многообразие его функций, связь образа Я в реальном функционировании с различными компонентами личности, в частности, с ценностными ориентациями, с мотивами (В.В. Столиц), с единичными представлениями (И.И. Чеснокова), а также связь с общением и практической деятельностью субъекта, с объективной действи |