42 Значительный вклад в исследование образа Я внесли зарубежные психологи Ч.Кули (1912), Д.Мид (1934), А.Маслоу (1987), Г.Олпорт (1961), К.Роджерс (1959), Т.Шибутани (1979), Р.Бернс (1986) и др. Следует отметить, что в зарубежных исследованиях используется преимущественно понятие Я-концепции. Представления о сущности, структуре, источниках Я-концепции у зарубежных исследователей являются достаточно разнообразными. В 1912 г. Ч.Кули, представитель символического интеракционизма, предложил теорию «зеркального Я». На Я-концепцию индивида существенно влияют его представления о том, как его оценивают другие люди. «Зеркальное Я» возникает при взаимодействии человека с разнообразными группами, в которые он включается как член группы. Общение в группе способствует интеграции индивида и группы. Я-концепция формируется в процессе межгруппового взаимодействия. В нем происходит усвоение индивидом ценностей, установок, ролей. Американский психолог Т.Шибутани (1969) различает Я-образы и Яконцепцию. Первые в его понимании отличаются динамичностью и неустойчивостью, устойчивость же личности отражена в ее Я-концепции. Шибутани считает, что Я-образ у индивида формируется путем принятия роли других. Человек формирует Я-образ с точки зрения других, включаемых в совместную деятельность. Ведущим фактором в формировании Я-образа является социальное окружение. Я-образы возникают тогда, когда появляются препятствия в деятельности. Способность человека формировать Я-образы делает возможным самоконтроль. Самоконтроль это своего рода возвращенная форма поведения. С его помощью человек реагирует на образ самого себя и в связи с этим направляет свое поведение в определенном направлении. Сознательное поведение, регулируемое Я-образом, является адекватным требованиям ситуации. Я-концепция включает в себя устойчивые идентификации человека. Ощущение своей определенности, которое отражается в Я-концепции, создается не |
29 тельностью, специфика его возникновения и развития в онтогенезе обусловливают многоплановость исследования Я образа, а соответственно, и его понимание. Значительный вклад в исследование образа Я внесли зарубежные психологи Ч.Кули (1912), Д*Мид (1934), А.Маслоу (1987), Г.Олпорт (1961), К.Роджерс (1959), Т.Шибутани (1979), Р.Бернс (1986) и др. В зарубежных исследованиях преимущественно рассматриваются не разрозненные образы Я, а систематическая Я-концепция. Представления о сущности, структуре, источниках Я-концепции у зарубежных исследователей являются достаточно разнообразными. В 1912 году Ч.Кули, представитель символического интеракционизма, предложил теорию «зеркального Я». На Я-концепцию индивида существенно влияют его представления о том, как его оценивают другие люди. «Зеркальное Я» возникает при взаимодействии человека с разнообразными группами, в которые он включается как член группы. Общение в группе способствует к взаимной интеграции индивида и группы. Я-концепция формируется в процессе межгруппового взаимодействия. В нем происходит усвоение индивидом ценностей, установок, ролей. ДкМид считал, что становление человеческого Я как целостного психического явления есть не что иное, как происходящий «внутри» индивида социальный процесс формирования Я-сознающего и Я-как объекта. Индивид осознает и принимает те представления, которые существуют у других людей относительно него. Итогом этого является возникновение в сознании индивида Ме обобщенной оценки индивида другими людьми. Он считал, Ме образуют усвоенные человеком установки (значения и ценности), а I это то, как человек в качестве субъекта психической деятельности воспринимает ту часть своего Я, которая представлена как Ме. I и Ме образуют собственно личностное Я (ЗеИ) (цит.: Бернс Р., 1986.-С.51-52). Он считает социальное окружение важным фактором формирования Я-концепции индивида. 30 Рассмотрим концепцию американского психолога Т.Шибутани (1969) о соотношении Я-образа и Я-концепции. Он различает Я-образы и Яконцепцшо. Первые отличаются динамичностью и неустойчивостью, устойчивость же личности отражена в ее Я-концепции. Как и .Мид, Шибутуни считает, что Я-образ у индивида формируется путем принятия роли других. Человек формирует Я-образ с точки зрения других, включаемых в совместную деятельность. Ведущим фактором в формировании Я-образа является социальное окружение. Я-образы возникают тогда, когда появляются препятствия в деятельности. Способность человека формировать Я-образы делает возможным самоконтроль. Самоконтроль это своего рода возвращенная форма поведения. С его помощью человек реагирует на образ самого себя и в связи с этим направляет свое поведение в определенном направлении. Сознательное поведение, регулируемое Я-образом, является адекватным требованиям ситуации. Я-концепция включает в себя устойчивые идентификации человека. Ощущение своей определенности, которое отражается в Я-концепции, создается непрерывностью переживания себя во времени: в прошлом, настоящем, будущем, непрерывностью опыта человека. В ней выражается то значение, которое личность имеет для себя. Вслед за Кули (1912), Мидом (1934), Шибутани подчеркивает важную роль в формировании Я-концепции взаимодействий его с другими людьми. Я-концепция каждого человека представляет уникальное образование, что в свою очередь связано с его индивидуально своеобразными качествами, разнообразным опытом. Я-концепция представляет собой комплекс форм поведения систему организованных действий человека по отношению к самому себе. В связи с тем, что Т. Шибутани является сторонником поведенческой психологии, его общетеоретический подход нашел свое отражение при решении им вопроса о соотношении Я-образа и Я-концепции. Я-образ и Я |