прерывностью переживания себя во времени: в прошлом, настоящем, будущем, непрерывностью опыта человека. В ней выражается то значение, которое личность имеет для себя. Шибутани подчеркивает важную роль в формировании 51-концепции взаимодейегвий его с другими людьми. В связи с тем, что Т. Шибутани является сторонником поведенческой психологии, его общетеоретический подход нашел свое отражение при решении им вопроса о соотношении Я-образа и Яконцепции. Я-образ и Я-концегщия рассматриваются автором в связи с поведением человека, а не с личностью в целом и ее структурными компонентами. Содержание этих образований не соотносится с ценностями, нормами, требованиями, которые предъявляет человеку определенная социальная система (Чеснокова И.И., 1977.-С.87). Определенный вклад в изучение самосознания личности внесла гуманистическая психология. К.Роджерс считает Я-концепцию центральной для теории психотерапии и личности. Под Я-концепцией он понимает сложную структурированную картину, существующую в сознании человека. Яконцепция означает концепцию человека о том, что он собой представляет. Она отражает те характеристики, которые человек воспринимает как часть своего «Я»; то, каким видит себя человек в связи со своими ролями, отношения, в которые Я может вступать; ценности, связанные с воспринимаемыми качествами и отношениями. Я-концепция регулирует поведение, обладает относительной стабильностью. Большой интерес представляет подход английского психолога Р.Бернса (1986) к пониманию Я-концепции. Я-концепция понимается им как совокупность установок «на себя». В установке выделяются три составляющих компонента: когнитивный; эмоционально-оценочный; поведенческий. 1. Образ Я это представления индивида о самом себе. В него включаются ролевые, статусные, психологические характеристики индивида, жиз |
30 Рассмотрим концепцию американского психолога Т.Шибутани (1969) о соотношении Я-образа и Я-концепции. Он различает Я-образы и Яконцепцшо. Первые отличаются динамичностью и неустойчивостью, устойчивость же личности отражена в ее Я-концепции. Как и .Мид, Шибутуни считает, что Я-образ у индивида формируется путем принятия роли других. Человек формирует Я-образ с точки зрения других, включаемых в совместную деятельность. Ведущим фактором в формировании Я-образа является социальное окружение. Я-образы возникают тогда, когда появляются препятствия в деятельности. Способность человека формировать Я-образы делает возможным самоконтроль. Самоконтроль это своего рода возвращенная форма поведения. С его помощью человек реагирует на образ самого себя и в связи с этим направляет свое поведение в определенном направлении. Сознательное поведение, регулируемое Я-образом, является адекватным требованиям ситуации. Я-концепция включает в себя устойчивые идентификации человека. Ощущение своей определенности, которое отражается в Я-концепции, создается непрерывностью переживания себя во времени: в прошлом, настоящем, будущем, непрерывностью опыта человека. В ней выражается то значение, которое личность имеет для себя. Вслед за Кули (1912), Мидом (1934), Шибутани подчеркивает важную роль в формировании Я-концепции взаимодействий его с другими людьми. Я-концепция каждого человека представляет уникальное образование, что в свою очередь связано с его индивидуально своеобразными качествами, разнообразным опытом. Я-концепция представляет собой комплекс форм поведения систему организованных действий человека по отношению к самому себе. В связи с тем, что Т. Шибутани является сторонником поведенческой психологии, его общетеоретический подход нашел свое отражение при решении им вопроса о соотношении Я-образа и Я-концепции. Я-образ и Я 31 концепция рассматриваются автором в связи с поведением человека, а не с личностью в целом и ее структурными компонентами. Содержание этих образований не соотносится с ценностями, нормами, требованиями, которые предъявляет к нему определенная социальная система (Чеснокова И.И., 1977,-С.87). Гуманистическая психология внесла определенный вклад в изучение самосознания личности. Говоря о самосознании, К.Роджерс оперирует понятием Я-концепция. Этот конструкт является центральным для теории психотерапии и личности. Под Я-концегшией понимается сложная структурированная картина, существующая в сознании человека. Я-концепция означает концепцию человека о том, что он собой представляет. Она отражает те характеристики, которые человек воспринимает как часть своего «Я»; то, каким видит себя человек в связи со своими ролями, отношения, в которые Я может вступать; ценности, связанные с воспринимаемыми качествами и отношениями. Я-концепция регулирует поведение, обладает относительной стабильностью. Я-концепция включает в себя Я-реальное и Я-идеальное (Роджерс К., 1994.-С.280-298). К.Роджерс внес определенный вклад в разработку вопроса развития Я-кошдепции в онтогенезе (Хьелл Л., Зиглер Д., 1997. -С.541-547). Большой интерес представляет подход английского психолога Р.Бернса (1986) к пониманию Я-концепции. Я-концепция понимается им как совокупность установок «на себя». В установке выделяются три составляющих компонента: когнитивный; эмоционально-оценочный; поведенческий. Применительно к Я-концепции он конкретизирует эти элементы установки так: 1. Образ Я это представления индивида о самом себе. В него включаются ролевые, статусные, психологические характеристики индивида, жизненные цели. Одни характеристики Я-образа обладают большей значимостью, другие меньшей. |