44 Р Г пенные цели. Одни характеристики образа Я обладают большей значимостью, другие меньшей. 2. Самооценка это аффективная оценка данного представления. В Яконцепции представлена не только констатация, описание черт, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний. 3. Потенциальная поведенческая реакция это те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой. Р.Бернс представляет Я-концепцию в виде иерархической структуры. Вершину ее составляет глобальная Я-концепция, включающая всевозможные грани индивидуального самосознания. Это «ноток сознания» (но Джемсу) или чувство собственной преемственности, неповторимости. Основываясь на том, что образ Я и самооценка образуют неразрывное единство и предрасполагают индивида к определенному поведению, автор рассматривает глобальную Я-концепцию как совокупность установок индивида, направленных на самого себя. Р.Бернс выделяет три основные модальности самоустановок: реальное Я это установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные психологические особенности, роли, статус, то есть представления о том, какой он есть на самом деле; зеркальное (социальное) Я это установки, связанные с представлениями индивида о том, каким его видят другие люди; идеальное Яустановки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел быть. Каждая модальность состоит из аспектов: физического, социального, умственного, эмоционального. Американский психолог М.Розенберг (цит. по:.Кон И.С., 1978.-С.6566) предлагает дробную классификацию Я-образов. Он выделяет: «настоящее Я» (то, каким индивид видит себя в данный момент); «динамическое Я» (то, каким индивид поставил себе целью стать); «воображаемое Я» (то, каким следует быть, исходя из усвоенных моральных норм и эталонов); «будущее |
32 2. Самооценка аффективная оценка данного представления. В Яконцепции представлена не только констатация, описание черт, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний. 3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой. Бернс предлагает структуру Я-концепции. Я-концелция представлена в виде иерархической структуры. Вершину ее составляет глобальная Яконцепция, включающая всевозможные грани индивидуального самосознания. Это «поток сознания» (по Джемсу) или чувство собственной преемственности, неповторимости. Основываясь на том, что образ Я и самооценка образуют неразрывное единство и предрасполагают индивида к определенному поведению, автор рассматривает глобальную Я-концепцию как совокупность установок индивида, направленных на самого себя. Выделяются три основные модальности самоустановок: 1. Реальное Я это установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные психологические особенности, роли, статус, то есть представления о том, какой он есть на самом деле. 2. Зеркальное (социальное) Я это установки, связанные с представлениями индивида о том, каким его видят другие люди. 3. Идеальное Яустановки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел быть. Каждая модальность состоит из аспектов: физического, социального, умственного, эмоционального. Я-концепция выполняет регуляторную роль. Он прослеживает изменения составляющих Я-концепции, его аспектов в связи с фактором возраста и пола. Я-образ или Я-концепция является важной характеристикой личности. Человек воспринимает различные характеристики собственного Я. Эти восприятия организуются в более или менее объективный, связанный устойчивый целостный образ (Мейли Р., 1975.С. 135-136). 33 В психологической литературе, как отечественной, так и зарубежной, ближе всего к Я-концепции по смыслу находится понятие самосознания. Яконцепция представляет динамическую систему представлений индивида о самом себе. Я-концепция складывается в процессе взаимодействия субъекта как с социальным, так и предметным миром и представляет собой уникальное образование в духовном мире человека, она является относительно устойчивой и в то же время динамичной, подвергающейся определенным изменениям. В отличии от ситуативных Я-образов Я-концепция создает у личности ощущение преемственности себя во времени, самотождественности и определенности. Такие ученые, как И.С. Кон, Е.А. Климов не разграничивают Я-образ и Я-концепцию. В своей работе мы также не будем проводить такого разграничения. Я-образ (Я-концепция) формируется в процессе включения человека в различные социальные общности, группы, а также активного участия в различных видах деятельности. Перед исследователями, изучающими итоговые продукты самопознания Я-образы, или Я-концепцию вставала проблема поиска видов и классификации Я-образов, а также способов их измерения. Так, американский психолог М.Розснберг (цит. по:.Кон И.С., 1978.-С.65-66) предлагает дробную классификацию Я-образов. Он выделяет: «настоящее Я» (то, каким индивид видит себя в данный момент); «динамическое Я» (то, каким индивид поставил себе целью стать); «воображаемое Я» (то, каким следует быть, исходя из усвоенных моральных норм и эталонов); «будущее Я» или «возможное Я» (каким, по мнению индивида, он может стать в будущем); «идеализированное Я» (каким приятно видеть себя); целый ряд «изображаемых Я» образов и масок, которые помогают индивиду скрыть свои болезненно воспринимаемые или отрицательные черты своего «Я». М.Розенберг выделяет несколько формальных измерений для сравнения уровня самосознания у разных людей: степень когнитивной сложности и дифференцированности, которая измеряется числом и характером осознавае |