Проверяемый текст
Учебное пособие: Социально-культурная деятельность, Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. / Московский государственный университет культуры и искусств, 2004
[стр. 40]

В общих границах социального времени, которое измеряется такими единицами, как жизнь (детство, зрелость, старость), год, неделя, сутки, досугу отводятся различные объемы свободного времени.
Таким образом, досуг, досуговое (или рекреационное) время это часть социального времени личности, группы или общества в целом, которая используется для сохранения, восстановления и развития физического и духовного здоровья человека, его интеллектуального совершенствования.

Это время дает им возможность, удовлетворить потребность в общении и увлечениях, решении хозяйственных и бытовых вопросов, активном отдыхе и т.д.

Исторические аспекты понятия «досуг» исследовались Т.Г.
Киселёвой и Ю.Д.
Красильниковым.
Было выявлено, что слово «досуг» со значением свободного или удобного времени (по досугу поумению, при случае) употреблялось на Руси еще в середине XV века [81].
В научной литературе по славянской этимологии, а также в ряде толковых словарей слово «досуг» трактуется довольно широко* и означает время, достаточное для достижения какой-либо цели, праздное, свободное от нужных дел, свободное от работы или занятий, досужее время по умению или при случае и даже безделье.
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.
И.
Даля читаем: «Досуг свободное, незанятое время, гулянки, гулячая пора, простор от дела».
Следовательно, уже в XIX веке слово «досуг» имело современное нам толкование.
Об этом говорят и употреблявшиеся в то время пословицы, приводимые В.
И.
Далем: «Был бы друг, будет и досуг»; «Работе время, а досугу час» и др.

Здесь же мы находим и производное от этого слова: «Досужий, умеющий, способный к делу, ловкий, искусный, хороший мастер своего дела или мастер на все руки».
Здесь досуг предполагает не безделье, а самодеятельную активность в свободное время.
У древних славян слово «досуг» происходило от глагола «досягать» достигать чего-либо, на что требуются усилия.

40
[стр. 63]

досуговую квалификацию.
Не будучи в состоянии культурно освоить это время, многие представители этих групп прибегают к деструктивным в социальном, психологическом и личностном плане формам его освоения.
Характерными чертами досуга, свободного времени являются его неразрывные связи с содержанием труда человека, его семей-но-бытовыми условиями, индивидуальными особенностями.
В общих границах социального времени, которое измеряется такими единицами, как жизнь (детство, зрелость, старость), год, неделя, сутки, досугу отводятся различные объемы свободного времени.

В суточный период, присущий обычному трудовому дню, включены компактные периоды нерабочего времени — до работы, во время обеденного перерыва, после работы.
Недельный период, кроме этих интервалов нерабочего времени, включает в себя время «уик-энда», обычно совпадающего с днями субботне-воскресного отдыха.
Годичный цикл включает еще один-два интервала компактного нерабочего времени — это отпускное время.
Для учащихся вместо отпуска выделяется время каникул (от двух до четырех интервалов в год).
Жизненный период охватывает всю жизнь человека, включая и то время, когда человек не занят на производстве, — детство, пенсионный период.
Каждый из этих этапов отличается разнообразием использования свободного времени, досуговых занятий.
Соотношение между продолжительностью рабочего и нерабочего времени в течение дня, недели, года в условиях рыночной экономики определяется не государственными актами или рекомендациями ученых, а в результате договора, соглашения между работодателем и исполнителем работы.
Таким образом, досуг, досуговое (или рекреационное) время -это часть социального времени личности, группы или общества в целом, которая используется для сохранения, восстановления и развития физического и духовного здоровья человека, его интеллектуального совершенствования.

Наибольшими объемами досугового времени обладают дети и пенсионеры весьма многочисленная категория населения.
Это время дает им возможность удовлетворить потребность в общении и увлечениях, решении хозяйственных и бытовых вопросов, активном отдыхе и т.д.

Проблема досуга как социально-культурной категории не относится к ряду извечных проблем человечества.
Она возникла в определенную историческую эпоху в связи с распадом традиционного ритуализированного отношения к работе и отдыху, праздникам и будням1.
Мы не ставим своей задачей дать полный анализ развития понятия «досуг».
Заметим лишь, что осмысление историко-культурных основ просветительства и досуга в России, теории социально-культурной деятельности, в том числе культурно-досуговой, ориентирует нас на исследование этого явления в его историческом аспекте, на поиски исходного значения понятия «досуг».
Слово «досуг» со значением свободного или удобного времени (по досугу по умению, при случае) употреблялось на Руси еще в середине XV века.

В научной литературе по славянской этимологии, а также в ряде толковых словарей слово «досуг» трактуется довольно широко и означает время, достаточное для достижения какой-либо цели, праздное, свободное от нужных дел, свободное от работы или занятий, досужее время по умению или при случае и даже безделье.
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.
И.
Даля читаем: «Досуг свободное, незанятое время, гулянки, гулячая пора, простор от дела».
Следовательно, уже в XIX веке слово «досуг» имело современное нам толкование.
Об этом говорят и употреблявшиеся в то время пословицы, приводимые В.
И.
Далем: «Был бы друг, будет и досуг»; «Работе время, а досугу час» и др.

Но здесь же мы находим и производное от этого слова: «Досужий, умеющий, способный к делу, ловкий, искусный, хороший мастер своего дела или мастер на все руки».
Здесь досуг предполагает не безделье, а самодеятельную активность в свободное время.
У древних славян слово «досуг» происходило от глагола «досягать» достигать чего-либо, на что требуются усилия.

Близкое толкование слова «досуг» мы находим и в современном словаре русского языка С.И.
Ожегова: «Досуг свободное от работы время.
В часы досуга.
На досуге (в св.
вр.); досужий свободный от дела, праздный.
Досужее время.
Появляющийся на досуге, от безделья.
Досужие мысли.
Досужие сплетни».
Многие исследователи, высказывая различные взгляды на историю досуга, размышляют и о его природе.
Они утверждают, что в древние времена, еще в первобытных сообществах, игра и работа являлись частью ритуала, через который люди искали возможность общения с духами предков.
Эти два вида деятельности, хотя их функции различались на практическом уровне, имели одинаковое значение в жизни сообщества.
Религиозные празднества

[Back]