Проверяемый текст
Учебное пособие: Социально-культурная деятельность, Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. / Московский государственный университет культуры и искусств, 2004
[стр. 41]

Близкое толкование слова «досуг» мы находим и в современном словаре русского языка С.И.
Ожегова: «Досуг свободное от работы время.
В часы досуга.
На досуге (в св.
вр.); досужий свободный от дела, праздный.
Досужее время; Появляющийся на досуге, от безделья.
Досужие мысли.
Досужие сплетни»
[112].
Многие исследователи, высказывая различные взгляды на историю досуга, размышляют и о его природе.
Они утверждают, что в древние времена, еще в первобытных сообществах, игра и работа являлись частью ритуала, через который люди искали возможность, общения с духами предков.
Эти два вида деятельности, хотя их функции различались на практическом уровне, имели одинаковое значение в жизни сообщества.
Религиозные празднества
охватывали как работу, так и игру.
Более, того; работа и игра часто сочетались, конфликт между ними был несуществен, поскольку игра входила в работу и становилась ее частью.
Что касается термина «досуг», то, по мнению целого
рада ученых, его нельзя^ ассоциировать ни с древними, архаичными, ни с более поздними, I аграрными периодами истории человека.
Предопределенность содержаниям форм досуга сменой времени года является господствующей чертой традиционной культуры каждого народа.
В осмыслении досуга как социального явления с полным основанием можно положиться на народные культурно-педагогические идеи и традиции.
Они, в частности, прямо указывают на тесную зависимость досуга от качества и уровня организации труда, степени его результативности и полезности, от психологической удовлетворенности человека своей основной трудовой деятельностью.

Вряд ли правомерно отождествлять досуг с бездельем.
Если «безделье мать всех пороков», то досуг несет в себе
особым образом организованное общение глубокий социальный, часто' педагогический, .
смысл, имеет культурно-образовательное, развивающее назначение.

41 I
[стр. 63]

досуговую квалификацию.
Не будучи в состоянии культурно освоить это время, многие представители этих групп прибегают к деструктивным в социальном, психологическом и личностном плане формам его освоения.
Характерными чертами досуга, свободного времени являются его неразрывные связи с содержанием труда человека, его семей-но-бытовыми условиями, индивидуальными особенностями.
В общих границах социального времени, которое измеряется такими единицами, как жизнь (детство, зрелость, старость), год, неделя, сутки, досугу отводятся различные объемы свободного времени.
В суточный период, присущий обычному трудовому дню, включены компактные периоды нерабочего времени — до работы, во время обеденного перерыва, после работы.
Недельный период, кроме этих интервалов нерабочего времени, включает в себя время «уик-энда», обычно совпадающего с днями субботне-воскресного отдыха.
Годичный цикл включает еще один-два интервала компактного нерабочего времени — это отпускное время.
Для учащихся вместо отпуска выделяется время каникул (от двух до четырех интервалов в год).
Жизненный период охватывает всю жизнь человека, включая и то время, когда человек не занят на производстве, — детство, пенсионный период.
Каждый из этих этапов отличается разнообразием использования свободного времени, досуговых занятий.
Соотношение между продолжительностью рабочего и нерабочего времени в течение дня, недели, года в условиях рыночной экономики определяется не государственными актами или рекомендациями ученых, а в результате договора, соглашения между работодателем и исполнителем работы.
Таким образом, досуг, досуговое (или рекреационное) время -это часть социального времени личности, группы или общества в целом, которая используется для сохранения, восстановления и развития физического и духовного здоровья человека, его интеллектуального совершенствования.
Наибольшими объемами досугового времени обладают дети и пенсионеры весьма многочисленная категория населения.
Это время дает им возможность удовлетворить потребность в общении и увлечениях, решении хозяйственных и бытовых вопросов, активном отдыхе и т.д.
Проблема досуга как социально-культурной категории не относится к ряду извечных проблем человечества.
Она возникла в определенную историческую эпоху в связи с распадом традиционного ритуализированного отношения к работе и отдыху, праздникам и будням1.
Мы не ставим своей задачей дать полный анализ развития понятия «досуг».
Заметим лишь, что осмысление историко-культурных основ просветительства и досуга в России, теории социально-культурной деятельности, в том числе культурно-досуговой, ориентирует нас на исследование этого явления в его историческом аспекте, на поиски исходного значения понятия «досуг».
Слово «досуг» со значением свободного или удобного времени (по досугу по умению, при случае) употреблялось на Руси еще в середине XV века.
В научной литературе по славянской этимологии, а также в ряде толковых словарей слово «досуг» трактуется довольно широко и означает время, достаточное для достижения какой-либо цели, праздное, свободное от нужных дел, свободное от работы или занятий, досужее время по умению или при случае и даже безделье.
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.
И.
Даля читаем: «Досуг свободное, незанятое время, гулянки, гулячая пора, простор от дела».
Следовательно, уже в XIX веке слово «досуг» имело современное нам толкование.
Об этом говорят и употреблявшиеся в то время пословицы, приводимые В.
И.
Далем: «Был бы друг, будет и досуг»; «Работе время, а досугу час» и др.
Но здесь же мы находим и производное от этого слова: «Досужий, умеющий, способный к делу, ловкий, искусный, хороший мастер своего дела или мастер на все руки».
Здесь досуг предполагает не безделье, а самодеятельную активность в свободное время.
У древних славян слово «досуг» происходило от глагола «досягать» достигать чего-либо, на что требуются усилия.
Близкое толкование слова «досуг» мы находим и в современном словаре русского языка С.И.
Ожегова: «Досуг свободное от работы время.
В часы досуга.
На досуге (в св.
вр.); досужий свободный от дела, праздный.
Досужее время.
Появляющийся на досуге, от безделья.
Досужие мысли.
Досужие сплетни».

Многие исследователи, высказывая различные взгляды на историю досуга, размышляют и о его природе.
Они утверждают, что в древние времена, еще в первобытных сообществах, игра и работа являлись частью ритуала, через который люди искали возможность общения с духами предков.
Эти два вида деятельности, хотя их функции различались на практическом уровне, имели одинаковое значение в жизни сообщества.
Религиозные празднества


[стр.,64]

охватывали как работу, так и игру.
Более того, работа и игра часто сочетались, конфликт между ними был несуществен, поскольку игра входила в работу и становилась ее частью.
Что касается термина «досуг», то, по мнению целого
ряда ученых, его нельзя ассоциировать ни с древними, архаичными, ни с более поздними, аграрными периодами истории человека.
В аграрный период трудовой год проходил под знаком каждого проходящего дня или времени года.
В хорошую погоду работали упорно, в плохую работали меньше либо совсем не работали.
Работа имела свой естественный цикл, прерываемый отдыхом, песнями, играми и обрядами; это была естественная часть ежедневного быта.
Нередко работа начиналась с восходом солнца и заканчивалась только на закате.
После работы наступало время отдыха, и трудно сказать, где заканчивалось одно и начиналось другое.
В центральных и северных районах с континентальным климатом в течение долгих зимних месяцев период работы сменялся своеобразным полуактивным существованием, во время которого продолжалась борьба за выживание.
Предопределенность содержания и форм досуга сменой времени года является господствующей чертой традиционной культуры каждого народа.
Досуг подчинен логике народного календаря.
И хотя сегодня мы менее зависим от природных явлений, необходимо в процессе социально-культурного проектирования и реализации досуговых программ постоянно учитывать вековые традиции ориентации на календарь природы, профессионально глубоко освоить этот принцип «календарного» функционирования традиционных народных культур, находить соответствующие календарю виды и формы социально-культурной деятельности, досугового культуротворчества.
Смена времен года обычно сопровождалась серией религиозных и чисто бытовых праздников, ритуалов и церемоний.
Так, например, наряду с существованием семейной обрядности, характеризующей огромный культурновоспитательный потенциал семьи этой самой устойчивой социокультурной общности, широкое распространение имеет и общекультурная обрядность, коллективное общение «всем миром», иначе сказать, «общемирская обрядность».
В то же время между этими двумя видами обрядности издавна располагалась своеобразная цепь общественно-семейных обрядов.
Общих, «мирских» обрядов было, как правило, не более трех-четырех в году.
У славян это, к примеру, масленица, святки и т.д.
Однако такой обряд, как свадьба, проистекающий из семейной обрядности, как известно, и сегодня часто охватывает все село или его часть.
К числу переходно-промежуточных досуговых традиционных форм относились посиделки и «вечерки», где собирались не только взрослые, но и молодежь.
Характерно, что с давних пор многие обрядово-ритуальные мероприятия своими корнями уходили в религию, а не в досуг.
Соответственно этому большинство, например европейских, цивилизаций имело более 150 свободных от работы дней в году.
Анализируя это свободное время, ученые отнюдь не ассоциируют его с досугом.
Дело в том, что многие из этих праздников и, по существу, нерабочих дней часто навязывались церковью против воли крестьян и ремесленников для того, чтобы выполнять духовные обязательства.
Бедняк в одной из басен известного французского поэта XVII века Ж.
Лафонтена, например, жалуется: «...Монсеньор кюре всегда нагружает нас проповедью о каких-то новых святых».
К концу XVII века французские крестьяне и ремесленники, составлявшие 95% рабочей силы, должны были мириться со 164 свободными днями в году, которые не были добровольно избранными, а были навязаны либо религиозными требованиями, либо отсутствием работы.
Что касается аристократических кругов, то их свободное времяпрепровождение не может быть охарактеризовано термином «досуг».
Финансово и социально привилегированные классы оплачивали собственное безделье работой своих рабов, крестьян или слуг.
Подобное безделье никак не ассоциируется с досугом, поскольку такой «досуг» не является ни результатом, ни вознаграждением за работу, а, скорее всего, занимает место самой работы.
В осмыслении досуга как социального явления с полным основанием можно положиться на народные культурнопедагогические идеи и традиции.
Они, в частности, прямо указывают на тесную зависимость досуга от качества и уровня организации труда, степени его результативности и полезности, от психологической удовлетворенности человека своей основной трудовой деятельностью.

Словом, только хорошо, плодотворно поработавший человек способен полноценно, с полной самоотдачей веселиться, отдыхать, расходовать свое досуговое время.
Пословица «Рукам работа -душе праздник» убедительно подчеркивает, что всякая досуговая деятельность некоторого рода продолжение радости труда.
Вряд ли правомерно отождествлять досуг с бездельем.
Если «безделье мать всех пороков», то досуг несет в себе
через особым образом организованное общение глубокий социальный, часто педагогический, смысл, имеет культурно-образовательное, развивающее назначение.
Досуг позволяет раскрыть физический, духовнонравственный, эстетический потенциал человека.
Это и путь его активного продвижения к культуре, освоению социокультурного наследия.
Об этом свидетельствует опыт изучения традиционных национальных культур.
В досуговой сфере всегда зримо или незримо присутствует трудовое начало.
«Не учи безделью, учи рукоделью» эта заповедь указывает на возможность соединения труда и развлечения, например, на посиделках и «вечерках».
За этим тезисом, по существу, стоит один из наиболее важных принципов народной культуры: органическое сочетание в одном действии двух начал утилитарно-практического и досугового, часто художественно-творческого, эстетического.
Наиболее характерный признак овладения традиционной культурой заключен в умении человека соединить в своей жизни труд и отдых, в гармонизации двух этих полюсов.
«Мешай дело с бездельем проживешь век с весельем», гласит пословица.

[Back]