Проверяемый текст
Учебное пособие: Социально-культурная деятельность, Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. / Московский государственный университет культуры и искусств, 2004
[стр. 48]

Целям использования досугового времени как способа оздоровления, адаптации человека к неизвестным условиям природной и социальной среды, снятия стрессов служит расширение сети исторически сложившихся и вновь осваиваемых курортно-рекреационных центров и зон как в России, так и за рубежом.
К ним относятся, например, побережья теплых морей Черного и Азовского, Прибалтика (Юрмала, Паланга, Пярну), Карпаты, Кавказские Минеральные Воды.
В последние десятилетия была предпринята попытка освоения новых курортных центров: Иссык-Кульского в Киргизии, побережья Каспийского моря в Азербайджане, горных районов Северного Кавказа, Средней Азии, Сибири.
К широко известным в мире традиционным средиземноморским курортам на юге Франции (Ницца, Канны и др.) в настоящее время прибавились Балеарские и Канарские острова в Атлантике, Мальта и Сардиния на Средиземном море, прибрежные территории Италии, Испании, Греции Египта и других стран.

Отдельную группу составляют культурологические и социальнокультурные концепции досуга.
Во главу угла они ставят содержательное наполнение свободного времени.
Досуг в этих концепциях воспринимается как сфера образования, воспитания личностной и социальной культуры, личностных и гражданских качеств, расширения культурного кругозора и обмена духовными ценностями, знакомства с культурно-историческими ценностями, наследием каждого народа.
Основную ставку эти концепции досуга делают на многофункциональное использование культурного комплекса как средства рекреации и отдыха людей.
Культурный комплекс в данном случае представляет собой совокупность множества объектов материальной и духовной культуры.

В процессе социологических
исследований установлено, что на содержание и формы культурной деятельности в сфере досуга существенное влияние оказывают принадлежность человека к определенной социальной и национально-этнической группе, его культурная ориентация, условия и образ 48
[стр. 67]

условие для нормального функционирования производства.
Но это чересчур упрощенный подход: на самом деле по мере усложнения производственных процессов существенно возрастает и усложняется социальная роль досуга.
Его назначение состоит не только в восстановлении физических и психических сил работника, но и в крайне необходимом повышении его образовательного и духовного потенциала.
Досуговая деятельность имеет и ряд существенных особенностей.
Во-первых, в отличие от трудовой деятельности, которая осуществляется в рабочее время и связана с жесткой организацией и обязательной регламентацией, досуговая деятельность предполагает свободное творчество личности.
Этим родом деятельности в свое свободное время человек волен заниматься или не заниматься по своему собственному усмотрению.
Во-вторых, если цель трудовой деятельности состоит прежде всего в производстве необходимых средств и условий жизни, то в процессе досуговой деятельности такой конечный результат не имеет для человека принципиального значения, важнейшим стимулом здесь является чувство внутреннего удовлетворения, которое он испытывает во время того или иного досугового занятия.
В-третьих, обладая огромным диапазоном видов своего проявления, досуговая деятельность предполагает в одних случаях активное участие человека, в других его пассивное расслабление, в одних случаях отличается конструктивностью, ярко выраженной творческой направленностью, в других может носить деструктивный, антисоциальный, даже криминальный характер.
Деятельная концепция досуга дает основание сделать несколько выводов.
Досуговая (рекреационная) деятельность обусловлена объективной потребностью человеческого организма в восстановлении своего физического и психического баланса.
Она отличается огромным разнообразием, осуществляется в свободное время в соответствии с возрастными особенностями, интересами, физическими способностями, интеллектом, желаниями человека и характеризуется добровольностью выбора занятий.
Ее результатом является наслаждение самим процессом деятельности.
К довольно ранним и устойчиво сложившимся относятся медико-биологические (курортологические, оздоровительные) концепции досуга.
Основу этих концепций составляет разработка механизмов лечения заболеваний или предупреждение их с помощью лечебных природных факторов, контакт с которыми, естественно, возможен лишь в нерабочее, свободное время.
Целям использования досугового времени как способа оздоровления, адаптации человека к неизвестным условиям природной и социальной среды, снятия стрессов служит расширение сети исторически сложившихся и вновь осваиваемых курортно-рекреационных центров и зон как в России, так и за рубежом.
К ним относятся, например, побережья теплых морей Черного и Азовского, Прибалтика (Юрмала, Паланга, Пярну), Карпаты, Кавказские Минеральные Воды.
В последние десятилетия была предпринята попытка освоения новых курортных центров: Иссык-Кульского в Киргизии, побережья Каспийского моря в Азербайджане, горных районов Северного Кавказа, Средней Азии, Сибири.
К широко известным в мире традиционным средиземноморским курортам на юге Франции (Ницца, Канны и др.) в настоящее время прибавились Балеар-ские и Канарские острова в Атлантике, Мальта и Сардиния на Средиземном море, прибрежные территории Италии, Испании, Греции, Египта и других стран.

К особенностям лечебно-профилактических центров относится то, что в отличие от больниц и поликлиник, лечение в них осуществляется в благоприятных природных и климатических условиях, используются лечебные грязи и минеральные воды, купания и ходьба на свежем воздухе, соблюдается санаторный режим, проводится гигиеническая и лечебная гимнастика, а также то, что эти Центры носят многопрофильный характер либо специализируются на лечении определенных болезней; одни из них функционируют в течение всего года, хотя численность отдыхающих связана с сезоном, деятельность других зависит от сезонных условий.
Лечебнопрофилактическое обслуживание, как правило, рассчитано на отпускной период, реже на конец рабочей недели и конец рабочего дня (профилактории).
Отдельную группу составляют культурологические и социально-культурные концепции досуга.
Во главу угла они ставят содержательное наполнение свободного времени.
Досуг в этих концепциях воспринимается как сфера образования, воспитания личностной и социальной культуры, личностных и гражданских качеств, расширения культурного кругозора и обмена духовными ценностями, знакомства с культурно-историческими ценностями, наследием каждого народа.
Основную ставку эти концепции досуга делают на многофункциональное использование культурного комплекса как средства рекреации и отдыха людей.
Культурный комплекс в данном случае представляет собой совокупность множества объектов материальной и духовной культуры.

Так, например, в обобщенное понятие культурного комплекса в целом России, ее столицы Москвы, одной из московских улиц Арбата или типичного российского малого города Суздаля включается огромное число элементов.
Это их история, памятники архитектуры и архитектурные ансамбли, музеи, где хранятся произведения изобразительного искусства, скульптуры и продукция прикладных ремесел, словом, все культурные ценности, несущие в себе определенные стиль и вкусы людей, и сами люди с их обычаями, традициями, языком, особенностями хозяйственной деятельности и быта.
Кроме социокультурной среды, в культурный комплекс входит и природа.
Музеи и усадьбы не воспринимаются вне окружающего их ландшафта, полей и лугов, лесов, парков, естественных и искусственных водохранилищ.
В процессе социологических
исследовании установлено, что на содержание и формы культурной деятельности в сфере досуга существенное влияние оказывают принадлежность человека к определенной социальной и национально-этнической группе, его культурная ориентация, условия и образ жизни, предшествующий опыт досуговой деятельности, информация о возможности удовлетворения досуговых потребностей.
Национальные особенности и элементы этнической культуры накладывают отпечаток на досуговое поведение людей.
Например, жители Средней Азии из числа коренного населения свободное время проводят преимущественно в своем жилище, в гостях у соседей или в чайхане, их не особенно привлекают поездки за город, на природу.
И наоборот, люди,

[Back]