ривают мотив как реально существующий психологический феномен, как то, что побуждает к поступку, действию. Но при этом в качестве мотива принимаются самые различные психологические феномены / 268/. Подтверждением отсутствия единства в понимании мотива приводит к тому, что в учебниках по психологии ему отводится различное место: в разделах "Направленность личности", или "Воля", или "Деятельность" /268/. Вместо мотивов анализируются разные проявления направленности личности. Приведенные примеры свидетельствуют об отсутствии единства взглядов на понимание термина мотив, что позволяет автору изложить свою точку зрения по этому вопросу. В словаре иностранных слов /250/ мотив [фр. motif] трактуется как: побудительная причина, повод к какому либо действию; в художественной литературе простейшая единица сюжетного развития; наименьшее музыкальное построение, составляющее характерную часть музыкальной темы; мелодия, напев, наигрыш. В словаре русского языка С.И. Ожегова /180, с. 353/ мотив определяется как побудительная причина, повод к какому-либо действию. Таким образом, наиболее распространенной является точка зрения рассмотрения мотива как побудительной причины, а потому, принимаем ее за основу. Употребляя слово мотив, будем иметь в виду устойчивую внутреннюю побудительную причину, повод к какому-либо действию личности. Наиболее яркими представителями объективистской ориентации являются К.Халл, Дж. Доллард, Н. Миллер, А. Бандура / 306, 309, 316/. В теории К. Халла /316/ постулируется, что мотивационный компонент представляет собой мультипликативную связь силы влечения и привлекательности объекта и осуществляет чисто энергетическую функцию. Согласно другого представителя объективистской ориентации мотивации Дж. Спенса знакомые стимулы вызывают скрытые фрагменты прошлых целевых реакций еще до непосредственного восприятия целевого объекта, которые ассоциированы с прошлым целевым объектом / 333/. Этой частичной 63 |
48 Анализ теорий мотивации объективистской ориентации свидетельствует о том, что в их основе лежат стимулы, рассматриваемые как побудительные мотивы. При этом обращает на себя и тот факт, что в русском языке стимул [лат. stimulus], также как и мотив, означает побудительную причину, побуждение к действию /168/. Следовательно, в русском языке стимулирование и мотивация являются синонимами. Обращает внимание на себя тот факт, что при исследовании проблем мотивации в отечественной психологии рассматривают мотив как реально существующий психологический феномен, как то, что побуждает к поступку, действию. Но при этом в качестве мотива принимаются самые различные психологические феномены / 254/. Подтверждением отсутствия единства в понимании мотива приводит к тому, что в учебниках по психологии ему отводится различное место: в разделах "Направленность личности'1, или "Воля", или "Деятельность" /254/ . Вместо мотивов анализируются разные проявления направленности личности. Приведенные примеры свидетельствуют об отсутствии единства взглядов на понимание термина мотив, что позволяет автору изложить свою точку зрения по этому вопросу. В словаре иностранных слов /238/ мотив [фр. motif] трактуется как: побудительная причина, повод к какому либо действию; в художественной литературе простейшая единица сюжетного развития; наименьшее музыкальное построение, составляющее характерную часть музыкальной темы; мелодия, напев, наигрыш. В словаре русского языка С.И. Ожегова /168, с. 353/ мотив определяется как побудительная причина, повод к какому-либо действию. Таким образом, наиболее распространенной является точка зрения рассмотрения мотива как побудительной причины, а потому, принимаем ее за основу. Употребляя слово мотив, будем иметь в виду устойчивую внутреннюю побудительную причину, повод к какому-либо действию личности. 49 Наиболее яркими представителями объективистской ориентации являются К.Халл, Дж. Доллард, Н. Миллер, А. Бандура /315-320, 324, 325, 339/. В теории К. Халла/315-320/постулируется, что мотивационный компонент представляет собой мультипликативную связь силы влечения и привлекательности объекта и осуществляет чисто энергетическую функцию. Согласно другого представителя объективистской ориентации мотивации Дж. Спенса знакомые стимулы вызывают скрытые фраг менты прошлых целевых реакций еще до непосредственного восприятия целевого объекта, которые ассоциированы с прошлым целевым объектом / 380-383/. Этой частичной предвосхищающей достижение цели реакции приписывается функция мотивации, так как эта реакция порождает свою стимуляцию, которая наряду с идущим от потребности раздражением независимо усиливает внутренние воздействия на организм. Живое существо может научиться чему-либо и в том случае, когда у него нет основанного на какой-либо потребности влечения, а есть только стимуляция привлекательностью, когда живое существо не «толкается» к объекту, а, так сказать, «привлекается» этим объектом. Дж. Доллард и Н. Миллер считают /324,325/, что мотивирующей функцией, то есть способностью побуждать к действию, обладают сильные внешние раздражители. Они так пишут об этом в своей книге «Личность и психотерапия»: «Все, что в данном случае требуется допустить, состоит в следующем: достаточно сильные стимулы действуют в качестве влечения, но не все влечения представляют собой сильные стимулы; 2) уменьшение болезненно сильных стимулов (или других состояний влечения) действует как подкрепление; 3) при наличии влечения возрастает стремление осуществить привычный способ действия». |