Проверяемый текст
(Диссертация 2004)
[стр. 111]

заключали с иностранными партнерами.
Можно ли их считать международными договорами или нет? Если нет, то каков их статус? Закон не давал четкогоответанаэти вопросы.
Несмотря на дискуссии вокруг полномочий субъектов РФ в договорной области и статуса самих международных соглашений, заключаемых субъектами, российские регионы вели активную деятельность в этой сфере.
Только один Татарстан заключил более 50 договоров и соглашений о торговоэкономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с зарубежными партнерами, в том числе с членами Евросоюза: Германией, Францией, Нидерландами, а также с правительством земли Нижняя Саксония, автономным округом Мадрид.
РТ принадлежит пальма первенства и в подписании (с согласия центра) прямого договора с иностранной державой: в июне 1995г.соответствующеесоглашение былозаключеномеждуТатарстаном
и Турцией.
Всего же ко второй половине 1990-хгг.
были подписаны более 300 различных международных соглашений, большая часть которых была подготовленаприпомощиМИД РФ.
Однако, некоторые соглашения были подготовлены без участия МИД и вызвали серьезное недовольство с его стороны.

Торговый договор между Калининградской областью и Литвой был даже
а1шулирован федеральными властями в 1995 г.
как противоречащий российскому законодательству.59 Несмотря на эти коллизии, развитие договорных связей с иностранными партнерами явилось весьма эффективным инструментом в руках регионов для укрепления ихавторитета намеждународнойарене.
Со временем федеральный центр осознал те возможности, которые
таит в себе внешнеполитическая активность субъектов РФ.
В частности, российская дипломатия стала привлекать регионы как для урегулирования спорных вопросов с иностранными государствами, так и для развития стабильных добрососедских отношений с сопредельными
стра-страами.
Так, например, в 1998г.
представителиКурильских островов были включены в составделегации
111
[стр. 108]

108 Федерализм в России РФ (ст.
35, п.
1; ст.
36, п.
1).
Наконец, субъекты обязаны в пределах своих полномочий выполнять международные договоры РФ (ст.
36, п.
1).55 В то же время остался неясным статус соглашений, которые российские регионы заключали с иностранными партнерами.
Можно ли их считать международными договорами или нет? Если нет, то каков их статус? Закон не давал четкого ответа на эти вопросы.
Несмотря на дискуссии вокруг полномочий субъектов РФ в договорной области и статуса самих международных соглашений, заключаемых субъектами, российские регионы вели активную деятельность в этой сфере.
Только один Татарстан заключил более 50 договоров и соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с зарубежными партнерами, в том числе с членами Евросоюза: Германией, Францией, Нидерландами, а также с правительством земли Нижняя Саксония, автономным округом Мадрид.56 РТ принадлежит пальма первенства и в подписании (с согласия центра) прямого договора с иностранной державой: в июне 1995 г.
соответствующее соглашение было заключено между
Казанью и Анкарой.
Всего же ко второй половине 1990-х гг.
были подписаны более 300 различных международных соглашений, большая часть которых была подготовлена при помощи МИД РФ.57 Однако, некоторые соглашения были подготовлены без участия МИД и вызвали серьезное недовольство с его стороны.

Так, МИД РФ выразил сожаление по поводу договора между Кабардино-Балкарией и Абхазией, формально являющейся частью Грузии.58 Торговый договор между Калининградской областью и Литвой был даже аннулирован федеральными властями в 1995 г.
как противоречащий российскому законодательству.59 Несмотря на эти коллизии, развитие договорных связей с иностранными партнерами явилось весьма эффективным инструментом в руках регионов для укрепления их авторитета на международной арене.
Со временем федеральный центр осознал те возможности, которые
55 Романова О.Ю.
Региональные интересыг в контексте национальные: внешнеполитическое измерение.//Регион в составе федерации.
Нижний Новгород: Нижегородский университет, 1999, с.
149.
56 Курдюков Г.
Аналитический обзор Закона Республики Татарстан "О международные договорах Республики Татарстан ".//Мониторинг законодательства Республики Татарстан (выт.
2),, с.
14-15; Мухаметшин Ф.
Казань за реальныгй федерализм.// «Независимая газета», 15 февраля 2000, с.
4.
57 МаЫепко V Тке Сеп(ег ап<3 (Не Кедюпп т Рогегдп РоЫсу.//1п(егпа(юпа1 АДДат (Мопсом), № 4, рр.
91-92.
58 Макарыгчев А.С., Макарыгчева М.Г.
Международная деятельность российских регионов: причиныы, возможности, препят ст вия., с.
159.
59 Аоептетг Р КаИтпдгаА: а гедюп т пеагск Дог а рап( ап<3 а Ди(иге.
ВаскдгоипА рарегргерагеАДог (ке 1п(егпайопа1 СоПодшит ‘КаНптдгаА.
Ри(игергопрес(п оД(Не гедюп.
’ Оп(пее-АкаАетге, ТгагетипАе, 3-5 ЫогетЪег 1996, р.
19.


[стр.,109]

Федерализм в России 109 таит в себе внешнеполитическая активность субъектов РФ.
В частности, российская дипломатия стала привлекать регионы как для урегулирования спорных вопросов с иностранными государствами, так и для развития стабильных добрососедских отношений с сопредельными
странами.
Так, например, в 1998 г.
представители Курильских островов были включены в состав делегации
на российско-японских переговорах по заключению мирного договора между двумя странами.
Представители дальневосточных территорий приглашались на российско-китайские встречи в верхах и участвовали в смешанных комиссиях по демаркации границы между этими государствами.
Подобная же практика применяется и в случае с другими приграничными регионами Калининградом, Карелией, Мурманском, хотя территориальные споры в отношениях с соседними государствами отсутствуют или, по крайней мере, их наличие официально не признается российской стороной.
Так, представители Калининграда принимали участие в разработке и церемонии подписания соглашения между РФ и Польшей о сотрудничестве Калининградской области с северо-восточными воеводствами Польши.60 К марту 2000 г.
было подготовлено (хотя и не подписано до сих пор) соглашение об экономическом сотрудничестве между Псковской областью и латвийским портовым городом Вентспилс, предусматривающее развитие транзитного бизнеса, упрощение таможенных процедур и создание совместных предприятий.
Эксперты единодушно оценили эти проекты на региональном уровне как полезные для размораживания российско-латвийских отношений на высшем уровне, ухудшившиеся после серии недружественных действий латвийской стороны в 1999-2000 гг.61 Интересно, что регионы участвуют в международной деятельности не только в индивидуальном порядке, но и коллективно через межрегиональные ассоциации.
Например, в феврале 2000 г.
участники заседания Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» (МАСС), куда входят руководители 19 субъектов РФ, наряду с вопросами внутренней политики, обсуждали и международные вопросы: укрепление границ между Россией и Монголией и строительство автодороги в Китай.62 Участники МАСС активно поддерживают планы дальнейшей интеграции с Белоруссией.
На их долю приходится 20% товарооборота России с Беларусью.
МАСС создал Сибирское молодежное движение за «Союз России и Белоруссии».63 60 МаЫепко V Тке Сеп(ег апд 1ке Кедюпх т Рогегдп Роксу, р.
92.
61 «Независимая газета», 2 марта 2000, с.
12.
62 Пронин Ю.
Сибиряки присягают на верность Путину.//«Независимая газета», 18 февраля 2000, с.
3.
63 Нечипуренко В.
Сибирское соглашение с Белоруссией.//«Российская газета», 16 октября 1999, с.
4.

[Back]