Проверяемый текст
(Диссертация 2004)
[стр. 116]

Субъекты также могут участвовать в деятельности международных организацийв рамкахорганов,созданныхспециальнодляэтой цели(ст.
1,ч.
1).
Ст.
10 Закона запрещает наделять представительства субъектов РФ на территориях иностранных государств, а равно иностранные представительства на территории субъекта РФ статусом дипломатических представительств, на нихнемогутбьггьвозложены
консульские идипломатическиефункции.
Закон также регламентируетдоговорную деятельность регионов.
Он разрешает субъектам РФ заключать соглашения с органами государственной власти иностранных государств с согласия Правительства РФ или когда под такое соглашение имеются гарантии Правительства РФ (ст.
8).
Регионам дано право вести переговоры и заключать соглашения в области международных и внешнеэкономических связей.
Однако,
субъекты должны заблаговременно уведомлять федеральные органы исполнительной власти о вступлении в переговоры с иностранными партнерами, а проекты таких соглашений должны представляться в МИД РФ для согласования (ст.
4).
Специально подчеркивалось, что «Соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенные органами государственной власти субъекта Российской Федерации, независимо от формы, наименования и содержания неявляются международнымидоговорами»(ст.
7).68 Закон также обязал субъекты РФ привести их нормативные акты в сфере международной деятельности в соответствие с федеральным законодательством.
В принятом 24июня 1999г.
Законе РФ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» допускалось принятие субъектами собственных правовых актов по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, до момента принятия соответствующих федеральных законов.
Однако, после принятия последних от регионов требовалось приведенияихправовойбазы в соответствие с федеральнымзаконом.69
116
[стр. 112]

112 Федерализм в России деятельности.67 Оценивая значение данного закона, отметим, что, по сравнению с Конституцией РФ, он гораздо более детально описывает полномочия и механизм участия регионов во внешнеэкономической деятельности.
Субъекты РФ в целом позитивно отнеслись к этому закону.
После «наведения порядка» в сфере внешнеэкономических связей центр принялся устанавливать контроль за внешнеполитической деятельностью регионов.
Сразу же после прихода на пост министра иностранных дел в феврале 1996 г.
Е.М.
Примаков начал добиваться этой цели.
С его «подачи» 12 марта 1996 г.
Президент Б.Н.
Ельцин принял указ № 375 «О координирующей роли МИД РФ в проведении единой внешнеполитической линии РФ».
В соответствии с этим указом регионы должны были информировать МИД РФ о своей международной деятельности, включая визиты официальных делегаций за рубеж и прием иностранных партнеров.
Следующим шагом на пути правового регулирования международной деятельности регионов стал Закон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» от 2 декабря 1998 г., принятый в бытность Е.М.Примакова уже премьер-министром.
Этот документ был призван конкретизировать ст.
72, п.
«о» Конституции РФ, в которой описывались предметы совместного ведения РФ и ее субъектов.
Прежде всего, закон дал определение международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, под которыми понимаются осуществляемые в торгово-экономической, научно-технической, экологической, гуманитарной, культурной и в иных областях связи с иностранными партнерами (ст.
1, ч.
2).
Закон также четко оговаривает круг партнеров, с которыми субъекты могут вступать в международные связи субъекты иностранных федеративных государств и административно-территориальные образования иностранных государств.
Субъекты также могут участвовать в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели (ст.
1, ч.
1).
Ст.
10 Закона запрещает наделять представительства субъектов РФ на территориях иностранных государств, а равно иностранные представительства на территории субъекта РФ статусом дипломатических представительств, на них не могут
быть возложены консульские и дипломатические функции.
Закон также регламентирует договорную деятельность регионов.
Он разрешает субъектам РФ заключать соглашения с органами государственной власти иностранных государств с согласия Правительства РФ или когда под такое соглашение имеются гарантии Правительства РФ (ст.
8).
Регионам дано право вести переговоры и заключать соглашения в области международных и внешнеэкономических связей.
Однако,
67 «Российская газета», 24 октября 1995, с.
4.


[стр.,113]

Федерализм в России 113 субъекты должны заблаговременно уведомлять федеральные органы исполнительной власти о вступлении в переговоры с иностранными партнерами, а проекты таких соглашений должны представляться в МИД РФ для согласования (ст.
4).
Специально подчеркивалось, что «Соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенные органами государственной власти субъекта Российской Федерации, независимо от формы, наименования и содержания не являются международными договорами» (ст.
7).68 Закон также обязал субъекты РФ привести их нормативные акты в сфере международной деятельности в соответствие с федеральным законодательством.
В принятом 24 июня 1999 г.
Законе РФ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» допускалось принятие субъектами собственных правовых актов по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, до момента принятия соответствующих федеральных законов.
Однако, после принятия последних от регионов требовалось приведения их правовой базы в соответствие с федеральным законом.69
Это вызвало вполне предсказуемое недовольство регионов, чья правовая база сильно отличалась от требований законодательства РФ.
В частности субъекты задавали вопрос: если соглашения субъектов с иностранными партнерами о международной и внешнеэкономической деятельности не являются международными договорами, то какова их юридическая природа?70 Закон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации», отрицая международно-правовой статус этих соглашений, вместе с тем не дает их определения.
Ряд специалистов указывал также на тот факт, что новый закон вторгается в уже устоявшуюся систему права отдельных субъектов РФ, в частности, в практику заключения международных договоров и соглашений, установления консульских и дипломатических связей.71 Высказывались сомнения и в отношении сроков, которые были отведены Законом РФ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» для гармонизации федерального и регионального законодательства.
Отмечалось, что 12 месяцев для приведения в соответствие с федеральным законом законов и иных нормативных актов субъектов (ч.
3, ст.
32) и 3 года всех договоров и соглашений о разгра68 Собрание законодательства Российской Федерации.
М., 1999, № 2, с.
231.
69 «Российская газета», 30 июня 1999, с.
3.
70 Курдюков Г.И Конституция Республики Татарстан..., с.
21.
71 Князькин С.
Анализ проекта за ко н а ., с.
8.


[стр.,160]

160 Федерализм в России суверенитете, где получен мандат народа на договорные отношения Татарстана с Россией.
7.
На основе референдума Республика Татарстан приняла Конституцию в ноябре 1992 г.
в условиях отсутствия таковой в Российской Федерации.
8.
Народ Республики Татарстан не участвовал в избрании Государственной Думы в декабре 1993 г.
9.
После известных событий октября 1993 г.
Россия, оставшись без представительной власти, приняла путем референдума в декабре 1993 г.
Конституцию, в котором народ Татарстана не участвовал.
Таким образом, в начале 90-х годов создалась ситуация, когда Российская Федерация и Республика Татарстан юридически находились в равных условиях, как два государства, что предопределило необходимость развязки конфликтной ситуации единственно приемлемым для обеих сторон путем заключения двустороннего Договора.
Следует обратить внимание, что на сегодня Договор единственный юридический документ за всю многовековую историю, объединяющий Россию и Татарстан.
Договор не имеет срока действия, то есть бессрочный и не может быть пересмотрен в одностороннем порядке сторонами (ст.
IX).
Договор, прежде всего, политический документ, определяющий особый статус Татарстана, отличающий его от субъектов Российской Федерации.
Договор определяет Татарстан как государство, объединенное с Россией на основе данного документа, и где взаимно добровольно делегированы государственные полномочия.
Такая трактовка означает, что Российская Федерация должна руководствоваться в отношениях с Республикой Татарстан не только Конституцией Российской Федерации, но и нормами Договора, рассматривать свои отношения с Республикой Татарстан в пределах полномочий, оговоренных этим документом.
В свете сказанного Договор для обеих сторон является надконституционным документом, он не может быть ревизован никакими односторонними действиями, включая федеральное законодательство.
Так, принятый Государственной Думой в 1999 г.
Закон «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» не может быть отнесен к сфере установленных Договором отношений.
Как по вышеизложенным соображениям, так и исходя из особого государственного статуса Республики Татарстан, который не может быть определен как обычный субъект федерации.
Не случайно термин «субъект» ни разу не упоминается в тексте Договора.
Кроме того, предметом Договора является не разграничение полномочий, предусмотренных российским законом, а добровольное взаимное делегирование полномочий двух госу

[Back]