Проверяемый текст
(Диссертация 2004)
[стр. 145]

преимущества.
Эта разница присутствует в современном российском федерализме (республики называются государствами, они обладают своей собственной конституцией).
Интересно, что данный особый статус республик в составе РФ получил дальнейшее развитие.
Например, руководство Татарстана развило тезис о республиках как государствах в тезис об обладании республиками суверенитета.
Согласно пактам об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах, принятым в 1966 году, Декларации о принципах международного права, принятой в 1970 году ООН, нация обладает правом на самоопределение.
Таким образом, обращение к праву нации на самоопределение может привести к самостоятельному политическому статусу, самостоятельному экономическому развитию, свободному распоряжению собственными естественными ресурсами и т.д.
Право наций на самоопределение означает возможность любой этнической группы естественно развиваться и создать свое собственное государство.
Но нам в данном случае интересно, что на основании этой возможности определенная этническая группа может получать большие (экономические, политические) привилегии как по отношению к привилегиям, имеющимся у нее до этого, так и по сравнению с привилегиями неэтиических социальных групп на данный момент.
Представители этнической группы, живущей за пределами своей родины, стремятся поддерживать с связь диаспорой.
В свою очередь, этнополитический центр также может выступить инициатором развития таких связей.
Татарстан стремится стать этноиолитическим центром в России: «в Российской Федерации существует лишь одно, признанное федеральной Конституцией государством, «татарское» этнополитическое формирование Республика Татарстан, указанные группы (касимовские, астраханские, сибирские и т.д.
В.В.), находящиеся за пределами 145
[стр. 259]

Федерализм в России 259 Дамир Исхаков * Татарская диаспора и ее роль в федерализации России При обсуждении политически весьма актуального вопроса о субъектах Российской Федерации часто упускается из виду то, что за некоторыми из них стоят достаточно многочисленные народы, во многих случаях, по тем или иным причинам, не умещающиеся в рамки этих субъектов.
Скажем, в случае с Татарстаном, республика является не более чем вершиной татарского этнического айсберга.
Понятно, что по этой причине проблема диаспор для России имеет не только внешнее измерение, связанное с так называемыми «соотечественниками», но и внутренний план, имеющий отношение к диаспоре, расселенной в рамках Российской Федерации, но за пределами «собственного» государственного образования.
Феномен диаспоры весьма сложен и поэтому общепринятого определения для него практически невозможно найти.
Обычно под диаспорой понимается особая группа национальных меньшинств, определяемая как «значительная часть народа (этнической общности), живущая вне страны ее происхождения и образующая давно сложившуюся, высокоорганизованную, сплоченную, устойчивую, хорошо укоренившуюся и ставшую необходимой для принимающей страны, группу».180 Но уже татарский случай дает много пищи для размышлений.
Так, ряд групп татар (касимовские, астраханские, сибирские и др.) продолжают жить в исторических ареалах своего формирования и с точки зрения формальной логики не подпадают под категорию диаспор.
Однако, если принять во внимание, что в Российской Федерации существует лишь одно, признанное федеральной Конституцией государством, «татарское» этнополитическое формирование Республика Татарстан, указанные группы, находящиеся за пределами этого государственного образования, могут считаться диаспорой.
Правда, в том случае, если они сами того хотят.
А тут ситуация непростая скажем, среди татар существует течение, сторонники которого стремятся объявить «коренных» сибирских татар особым этносом.
Если будет реализован этот проект, а в готовящиеся проекты документов переписи 2002 г.
сибирские татары уже включены в число самостоятельных этносов вряд ли сибирских татар можно будет рассматривать как диаспорную часть татарской нации, хотя в этом случае возникают другие, подчас очень непростые, новые вопро* Исхаков Дамир Мавлявиевич доктор истор.
наук, в.н.с.
Института истории Академии наук Татарстана.
180 Колосов В.А., Галкина Т.А., Куйбышев М.В.
География диаспор на территории бывшего СССР.//«Общественные науки сегодня».
1996, № 1, с.34-35.

[Back]