микроволнового передатчика, который позволяет татарам других российских регионов слушать радиопередачи на родном языке; издавать учебники для национальных школ всей России; помогать татарским газетам». Дамир Исхаков отмечает, что федеральный закон «О национальнокультурной автономии» не содержит никаких механизмов финансирования нужд в культурно-образовательной сфере, будь то на местах или на федеральном уровне. «Именно это обстоятельство, а не только естественное желание сохранять исторические и культурные связи со своим этногюлитическим центром, заставляет татарскую диаспору объединяться вокруг Татарстана. Любые попытки урезать права Татарстана приведут в действие невидимую часть татарского «айсберга» татарскую диаспору, так как для нее существование республики в сложившихся реалиях является гарантом ее этнокультурного выживания». Таким образом, экономические привилегии могут быть оправданы тем фактом, что бремя по поддержанию татарских групп в регионах России лежит на Татарстане, а не на федеральных властях. На взаимодействие Татарстана с иностранными акторами также влияет особый статус Татарстана в рамках РФ, который в свою очередь, был получен с использованием ресурса этничности. Во-первых, особый правовой статус Республики Татарстан в рамках России рассматривается его руководством как создающий особые законодательные возможности РТ для успешного взаимодействия с иностранными акторами. «Обладая правом собственного законотворчества, Татарстан имеет возможность ускорить эти процессы независимо от складывающейся политической ситуации в России. Татарстан просто обязан использовать эти, имеющиеся благодаря Договору с Российской Федерацией, более благоприятные условия в сравнении с другими регионами». Это могло 157 |
Федерализм в России 265 углубление процесса федерализации страны. Среди этих причин главной, пожалуй, является то, что Татарстан в силу особенностей развития советского периода, стал тем этнокультурным ядром, без которого нормальное национально-культурное воспроизводство татарской диаспоры попросту невозможно, так как все основные институциональные формы производства «высокой» культуры татар сосредоточены в рамках этой республики. А современную национальную культуру без них создавать невозможно. Поэтому, попытки декларировать идею о «муниципальном» уровне культуровоспроизводства для татарской нации не более чем заблуждение, если не провокация. Татарская диаспора это прекрасно понимает. 2. С другой стороны, в российских регионах и даже республиках, в отстаивании татарами своего фундаментального права на сохранение и развитие своей этнической культуры есть огромные трудности. Одним из наиболее показательных примеров на этот счет является федеральный Закон «О национально-культурной автономии», не содержащий никаких механизмов финансирования нужд в культурно-образовательной сфере, будь то на местах или на федеральном уровне. Именно это обстоятельство, а не только естественное желание сохранять исторические и культурные связи со своим этнополитическим центром, заставляет татарскую диаспору объединяться вокруг Татарстана. 3. При сохраняющихся условиях татарская диаспора, несомненно, будет вынуждена пытаться «политизировать этничность», в том числе и лоббируя свои интересы через республиканские органы власти и управления. Поэтому, любые попытки урезать права Татарстана приведут в действие невидимую часть татарского «айсберга» татарскую диаспору, так как для нее существование республики в сложившихся реалиях является гарантом ее этнокультурного выживания и повышения политического статуса. |