Проверяемый текст
(Диссертация 2004)
[стр. 157]

микроволнового передатчика, который позволяет татарам других российских регионов слушать радиопередачи на родном языке; издавать учебники для национальных школ всей России; помогать татарским газетам».
Дамир Исхаков отмечает, что федеральный закон «О национальнокультурной автономии» не содержит никаких механизмов финансирования нужд в культурно-образовательной сфере, будь то на местах или на федеральном уровне.
«Именно это обстоятельство, а не только естественное желание сохранять исторические и культурные связи со своим
этногюлитическим центром, заставляет татарскую диаспору объединяться вокруг Татарстана.
Любые попытки урезать права Татарстана приведут в действие невидимую часть татарского «айсберга» татарскую диаспору, так как для нее существование республики в сложившихся реалиях является гарантом ее этнокультурного выживания».

Таким образом, экономические привилегии могут быть оправданы тем фактом, что бремя по поддержанию татарских групп в регионах России лежит на Татарстане, а не на федеральных властях.
На взаимодействие Татарстана с иностранными акторами также влияет особый статус Татарстана в рамках РФ, который в свою очередь, был получен с использованием ресурса этничности.
Во-первых, особый правовой статус Республики Татарстан в рамках России рассматривается его руководством как создающий особые законодательные возможности РТ для успешного взаимодействия с иностранными акторами.
«Обладая правом собственного законотворчества, Татарстан имеет возможность ускорить эти процессы независимо от складывающейся политической ситуации в России.
Татарстан просто обязан использовать эти, имеющиеся благодаря Договору с Российской Федерацией, более благоприятные условия в сравнении с другими регионами».
Это могло 157
[стр. 265]

Федерализм в России 265 углубление процесса федерализации страны.
Среди этих причин главной, пожалуй, является то, что Татарстан в силу особенностей развития советского периода, стал тем этнокультурным ядром, без которого нормальное национально-культурное воспроизводство татарской диаспоры попросту невозможно, так как все основные институциональные формы производства «высокой» культуры татар сосредоточены в рамках этой республики.
А современную национальную культуру без них создавать невозможно.
Поэтому, попытки декларировать идею о «муниципальном» уровне культуровоспроизводства для татарской нации не более чем заблуждение, если не провокация.
Татарская диаспора это прекрасно понимает.
2.
С другой стороны, в российских регионах и даже республиках, в отстаивании татарами своего фундаментального права на сохранение и развитие своей этнической культуры есть огромные трудности.
Одним из наиболее показательных примеров на этот счет является федеральный Закон «О национально-культурной автономии», не содержащий никаких механизмов финансирования нужд в культурно-образовательной сфере, будь то на местах или на федеральном уровне.
Именно это обстоятельство, а не только естественное желание сохранять исторические и культурные связи со своим
этнополитическим центром, заставляет татарскую диаспору объединяться вокруг Татарстана.
3.
При сохраняющихся условиях татарская диаспора, несомненно, будет вынуждена пытаться «политизировать этничность», в том числе и лоббируя свои интересы через республиканские органы власти и управления.
Поэтому, любые попытки урезать права Татарстана приведут в действие невидимую часть татарского «айсберга» татарскую диаспору, так как для нее существование республики в сложившихся реалиях является гарантом ее этнокультурного выживания и повышения политического статуса.

[Back]