Проверяемый текст
(Диссертация 2004)
[стр. 93]

разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан" и являющееся субъектом Российской Федерации.
Суверенитет Республики Татарстан выражается в обладании всей полнотой государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Татарстан и является неотъемлемым качественным состоянием Республики Татарстан».
Анализ подписанного 15 февраля 1994 года Договора Российской федерации и Республики Татарстан разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан" (13) также не дает оснований считать его международно-правовым актом, как это делают некоторые юристы международники.
(14) Прежде всего, данный договор подпадает под действие федеральной конституции, так как охватывает отношения, регулируемые ей, что, в общем, не характерно для международного договора.
Международный договор, согласно Венской конвенции 1969 г.
это, прежде всего, письменное соглашение между государствами, регулируемое международным правом (другие элементы определения опущены), а в Договоре 1994 г.
ссылок на последнее практически нет, кроме права народов на самоопределение.
Стороны, далее, договорились, среди прочего, гарантировать "сохранение территориальной целостности и единства экономического пространства" (15), что, очевидно, при существующем положении вещей (нахождение Республики Татарстан в центре России и ее глубокая интегрированность в российскую экономику) может означать лишь требование сохранить существующий 93
[стр. 89]

Федерализм в России 89 Противоречия буквально запрограммированы и в самой Конституции РФ 1993 г.
В ней не отражены провозглашенный задолго до ее принятия государственный суверенитет республик, договорно-конституционная природа российского федерализма, характер отношений ряда республик с Федерацией, некоторые другие наработки, например, возможный статус ассоциированного государства.
В федеральной Конституции все это в принципе должно было быть отражено, тогда многих проблем сегодня просто не возникало бы.
Правовая регламентация элементов статуса республик осуществляется не только в конституциях, но и в Федеративном договоре, двусторонних договорах республик с Российской Федерацией.
По такому пути пошла практика федеративного строительства в России.
Эта практика расширяет правовые возможности согласованного учета особенностей республик на федеративном уровне.
Татарстан в соответствии с Конституцией Республики Татарстан и Договором Российской Федерации и Республики Татарстан от 15 февраля 1994 года «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан» является суверенным государством, субъектом международного права, ассоциированным (объединенным) с Российской Федерацией Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан и указанным Договором.
Таким образом, статус республики в Российской Федерации в полной мере определяется лишь в совокупности документов: Конституции РФ, Конституции республики и договоре Российской Федерации и республики, иного субъекта федерации в текущем законодательстве и оценка статуса должна быть естественно комплексной.
При этом необходимо исходить из незыблемого принципа федеральной конституционной политики, что республика есть государство в государстве.
Эта же посылка предполагает, а на практике так и есть, что у каждой республики, иных субъектов свое «правовое лицо», а в целом они составляют сложную мозаику российского федерализма.
Сложившиеся на протяжении ряда лет федеративные отношения подтверждены жизнью, оправдали себя и составляют фактическую Конституцию России, в соответствие с которой должна быть приведена ее юридическая Конституция.
Пока эти правовые препоны не будут сняты, Россия будет топтаться на месте, а решение накопившихся проблем силовыми методами ни к чему хорошему не приведет.


[стр.,159]

Федерализм в России 159 М арат Галеев * Договор Российской Федерации и Республики Татарстан о взаимном делегировании полномочий Заключенный в феврале 1994 г.
Договор Российской Федерации и Республики Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан»
(далее Договор) стал существенным фактором подтверждения демократического формирования федерации, примером политического разрешения конфликтной ситуации.
Сохраняющаяся в России политическая борьба продолжает вызывать острые дискуссии по Договору.
Нередки прямые искажения его сути, произвольные трактовки, призывы к одностороннему пересмотру.
Для правильного политического толкования Договора необходимо принять во внимание исторические и юридические предпосылки его заключения.
Российская Федерация формировалась, находясь в составе СССР, приняв Декларацию о суверенитете в 1990 г.
Далее, для определения своего статуса, как государства, и его легитимизации было проведено два общероссийских референдума: Всероссийский референдум о введении поста Президента РСФСР 17 марта 1991 г.
и референдум по новой Конституции РФ 12 декабря 1993 г.
Специфика Республики Татарстан в этом процессе в отличие от любого другого субъекта в РСФСР, заключалась в следующих принципиальных моментах.
1.
Народ Республики Татарстан не участвовал ни в одном из проведенных Российской Федерацией референдумов и не принял участие в выборах первого Президента России в 1990 г., одновременно избрав своего первого Президента.
2.
Татарстан был самостоятельным соучредителем СССР в 1922 г.
3.
В отличие от других республик, в свое время добровольно вошедших в состав России, Татарстан не имеет никаких документов о его вхождении, то есть Татарстан и Россия к 1990 г.
не имели никаких юридических документов, связывающих их.
4.
Республика Татарстан 30 августа 1990 г.
приняла Декларацию о суверенитете, где не обозначена субъектность в РСФСР.
5.
Республика Татарстан не подписала Федеративный Договор в 1992г.
6.
В марте 1992 г.
был проведен референдум о государственном * Галеев Марат Гадыевич канд.
экон.
наук, народный депутат, член Президиума Государственного Совета Республики Татарстан.


[стр.,165]

Федерализм в России 165 на гражданина распространяется и суверенитет России, и республикисубъекта Российской Федерации.
Двойное гражданство же предполагает наличие у гражданина Российской Федерации еще и гражданства иностранного государства, которое реализуется в соответствии с федеральным законом или международным договором.
Принцип единого гражданства непосредственно соприкасается с проблемой соотношения гражданства Российской Федерации и гражданства республик-субъектов Российской Федерации.
Следует отметить, что федеральное законодательство в этом вопросе носит декларативный характер и не регулирует всего спектра отношений в области гражданства республик.
Помимо уже упомянутой нормы о том, что гражданин России, проживающий на территории республики в составе Российской Федерации, является одновременно гражданином этой республики, Закон о гражданстве содержит только одно положение, имеющее отношение к гражданству республик, а именно прекращение гражданства Российской Федерации влечет за собой прекращение гражданства республики (часть вторая статьи 22 Закона о гражданстве).
В федеральном законодательстве мы не найдем ни прямых, ни отсылочных указаний на рамки осуществления республиками самостоятельного законодательного регулирования вопросов республиканского гражданства.
Республики подходят к решению данных проблем с несколько иных позиций.
В конституциях большинства республик в составе Российской Федерации установлено, что республиканское гражданство приобретается и прекращается в соответствии с республиканским законом о гражданстве, то есть, считается вопросом исключительного ведения республики.
В настоящее время приняты и действуют законы о гражданстве в Республике Саха (Якутия) и Кабардино-Балкарской Республике.
Оба закона были приняты еще в 1992 г.
Справедливости ради нужно отметить, что Российская Федерация в заключенных с республиками договорах о разграничении предметов ведения признала за последними право на решение вопросов республиканского гражданства.
В частности, в Договоре Российской Федерации и Республики Татарстан “О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан” от 15 февраля 1994 г.
в ст.
II к ведению Республики Татарстан отнесены “вопросы республиканского гражданства”.
Аналогичные положения содержатся и в соответствующих договорах Российской Федерации с Республиками Северная Осетия-Алания,

[Back]