Проверяемый текст
Бродовская, Елена Викторовна; Трансформация политической системы современного российского общества: институциональные и социокультурные составляющие (Диссертация 2008)
[стр. 104]

104 щим порядком.
Издержки трансформационных процессов вынуждают россиян прибегать к использованию Стратегии «адаптационного» индивидуализма.
С одной стороны, в общественном сознании россиян сохраняются многие элементы традиционно «подданнического» менталитета; с другой стороны, трансформационные процессы последнего десятилетия привели к заметной либерализации сознания и политической культуры, утверждению в обществе новых ценностных установок.
Современные политические институты пребывают в процессе трансформации и постоянной модернизации.
Эти процессы имеют сложный многомерный технологический и содержательный характер.
В мире быстрых изменений, технологической революции, глобальной экономической конкуренции, дифференцированных рынков, образованной рабочей силы, требовательных потребителей централизовайные вертикальные государственные монополии оказываются слишком медлительными, П О неоперативными, неспособными на изменения и инновации .
Институционализация и консолидация демократии предполагают достижение ценностного консенсуса, способствующего формированию у политических акторов стратегий поведения, направленных на воспроизводство и развитие политической системы демократического типа.

Успешность институциональных изменений также связана с доминирующими в обществе стратегиями социальной1и политической адаптации.
Удовлетворение базбвкх со1циально-экономических потребностей, наличие возможностей для реализации преимуществ нового статуса являются факторами легитимации политических институтов, снижения поляризации и дезинтеграции общества, взаимодействия массовых и элитных групп на основе партнерства, а не патернализма.
Следовательно, создание условий для более широкого распространения
прогрессивных моделей адаптации поддерживает стабильное функционирование политической системы общества.32 32 Афанасьев М.А.
Клиентелизм и российская государственность.
М., 2000; Гришковец А.А.
Проблемы реформы государственной службы в Российской Федерации // Государство и право.
2001.
№ 12.
[стр. 25]

25 «атомизированные индивидуалисты», «патерналисты» (ориентированные на помощь государства в решении социальных проблем), «патерналисты» (ориентированные на обеспечение порядка), которые не соответствуют потребностям институционализации и консолидации демократии, связанных с достижением ценностного консенсуса, способствующего формированию у политических акторов стратегий поведения, направленных на воспроизводство и развитие политической системы демократического типа.
В-восьмых, предложена операционализация политической ресоциализации.
В качестве показателей этого процесса рассматриваются: состояние системы идентичностей, доминирующие адаптационные стратегии, уровень легитимности и реципрокности в отношениях власти и граждан, соотношение вербально-эмоционального и инструментального уровней политической активности, востребованность различных каналов вовлечения граждан в политический процесс.
С помощью измерения указанных показателей посредством процедуры кластерного анализа автором типологизированы стратегии политического поведения, превалирующими среди которых являются «иррационально-пассивный» («советский»), «рационально-пассивный» («промежуточный») и «либерально-пассивный» (эффект «стоячей волны») типы.
В-девятых, в процессе исследования автор приходит к выводу о том, что рассогласование ценностно-нормативных комплексов различных групп политической элиты, их низкая когерентность с ценностными предпочтениями массовых групп, выявленные посредством структурно-ценностного анализа программно-платформенных документов и серии экспертных опросов, являются важнейшими факторами внутренней («фрагментированная» элитная структура) и внешней (снижение интегративных способностей по отношению к разобщенному социуму) деконсолидации общества.
Сравнительный анализ ценностных ориентаций и политических установок административных региональных элит с последующим выявлением уровня их институциональной легитимности (соответствия нормам функционирования политической системы и ценностным приоритетам элиты федерального уровня) и

[стр.,225]

225 4 3.2.
Устойчивые и инамичные компоненты ценностной системы трансформирующегося общества301 Институционализация и консолидация демократии предполагают достижение ценностного консенсуса, способствующего формированию у политических акторов стратегий поведения, направленных на воспроизводство и развитие политической системы демократического типа.
Структурные и функциональные особенности изменения институциональной модели политической системы современной России находятся в коэволюционной взаимосвязи с состоянием ценностной системы общества.
Режимная консолидация и навязанный консенсус элит, достигнутые в начале 2000-х гг., создали условия для стабилизации политического процесса.
Однако дальнейшее продвижение российского общества по пути демократии будет зависеть от таких характеристик ценностной системы, как степень ее гомогенности, соотношение аккультурационных/инкультурационных составляющих, специфика адаптационного/инновационного потенциала и др.
Важнейшим показателем результативности политической трансформации является усвоение массовым сознанием ценностей либеральной демократии, 301При написании параграфа были использованы данные ряда социально-политических исследований: Всероссийский мониторинг «Наши ценности и интересы сегодня» (1990 2002 гг.).
Руководитель: Н.И.
Лапин, Центр изучения социокультурных изменений Института философии РАН.
Выборка всероссийская, районированная, 12 регионов, 1100 1500 респондентов; Всероссийский мониторинг «Массовое сознание россиян в период общественной трансформации» (1992 2003 гг.).
Руководитель: М.К.
Горшков, РНИСиНП ИКСИ РАН.
Выборка всероссийская, районированная, 14 регионов, 1750 респондентов; Региональный мониторинг «Социально-политическая ситуация в Тульской области: характеристики, тенденции развития и перспективы» (1994 2005 гг.).
Руководитель: И.А.
Батанина, лаборатория социальнополитических исследований ТулГУ.
Объем выборки 2500 человек.
Выборка репрезентативна по полу, возрасту, образованию и роду занятий; Глубинное интервью «Ценностные приоритеты туляков» (2004 г.).
Руководитель: Е.В.
Бродовская, лаборатория социально-политических исследований ТулГУ.
Объем выборки 15 человек; Массовый опрос «Ценностные ориентации населения Тульской, Орловской, Липецкой областей» (2006 г.).
Руководители: Е.В.
Бродовская, лаборатория социально-политических исследований ТулГУ, А.В.
Морозова, Орловский государственный технический университет, С.С.
Фоменко, Елецкий государственный университет им.
И.А.
Бунина.
Объем выборки 1500 человек.
Выборка репрезентативна по полу и возрасту.


[стр.,301]

одной возрастной когорте, модернисты не превалируют над 301 традиционалистами.
Отметим, что успешность институциональных изменений связана с доминирующими в обществе стратегиями социальной и политической адаптации.
Удовлетворение базовых социально-экономических потребностей, наличие возможностей для реализации преимуществ нового статуса являются факторами легитимации политических институтов, снижения поляризации и дезинтеграции общества, взаимодействия массовых и элитных групп на основе партнерства, а не патернализма.
Следовательно, создание условий для более широкого распространения
добровольных, прогрессивных, активных и модернистских моделей адаптации поддерживает стабильное функционирование политической системы общества.
В результате исследования таких показателей ресоциализации российских граждан, как структура идентичностей и стратегии адаптационного поведения, мы пришли к следующим выводам.
1.
В условиях трансформации политической системы российского общества структуризация ценностно-нормативного комплекса связана с противоположными процессами десоциализации и ресоциализации граждан, которые отличаются по глубине, характеру, результативности усвоения инновационных ценностей и моделей поведения.
Отторжение новых ценностей, низкий уровень межличностного доверия, дезадаптивные модели поведения являются признаками процесса десоциализации.
Тогда как ресоциализация представляет собой процесс интенсивного изменения сложившихся политикокультурных и социокультурных ориентаций и установок, имеющий стихийные и организованные формы, детерминированный трансформацией институционального и ценностного пространств общества.
Ресоциализация зависит от ряда факторов (управляемость/контролируемость процесса; радикальность преобразований, инициирующих политические и аксиологические изменения; наличие социальной базы перемен и ДР-) И основывается на сложных взаимообусловленных социально-экономических (идентификация и адаптация)

[Back]