Проверяемый текст
Бродовская, Елена Викторовна; Трансформация политической системы современного российского общества: институциональные и социокультурные составляющие (Диссертация 2008)
[стр. 105]

105 Под влиянием трансформационных процессов сформировались группы с противоположными стратегиями политического поведения, напрарленными на «избегание» (характерны высокая интенсивность идентичности с первичными референтными группами, которая компенсирует общую нестабиль-t ность, а также установка на приспособление к среде, заданным рамкам развития) и «достижение» (представители данной группы солидаризируются с преуспевающими деятельными группами и нацелены на освоение и активное преобразование условий жизнедеятельности).
Социоструктурный анализ стратегий адаптации, распространенных в российском обществе, свидетельствует о доминировании вынужденных типов над добровольными, регрессивных над прогрессивными, пассивных над активными, традиционалистских над модернистскими.

Возросшая индивидуализация сознания (ориентация на собственные трудовые и психологические ресурсы) сочетается с сохранением патерналистских настроений, потребностей в социальной опеке.
В решении личных проблем россияне ориентированы на самостоятельную деятельность, тогда как решение общезначимых социальных вопросов возлагается на властные структуры различных уровней.

При этом уровень патернализма повышается в ситуации, когда общество соглашается с определенным уровнем социального
патроната государства* структур, лиц, его представляющих.
В целом можно указать на сосуществование в массовом сознании противоречивых тенденций: индивидуализма (негативного толка) и коммунитарной ориентированности; патернализма и освобождения от государственной опеки.

Исследование поведенческого уровня общественного консенсуса
позволяет выделить три типа поведенческих стратегий, ни одна из которых не соответствует базовым параметрам демократической консолидации.
Пассивно-иррациональный и пассивно-рациональный типы, свойственные для
ртаршей и средней возрастных групп соответственно, демонЬтрируют отчужденность существенной доли населения от политического процесса.
В поведении представителей молодого поколения проявляется так называемый эф
[стр. 304]

увеличивающимися низшими слоями общества, не сумевшими адаптироваться к изменениям условий своего существования).
Среди факторов перетекания в низшие слои социальной структуры особое место принадлежит статусной неконсистентности, рассогласованию статусов (несоответствие уровней дохода и образования; позиции в квалификационно-должностной иерархии и объема вознаграждения) и сохранению значительной части населения с нисходящей трудовой мобильностью или демонстрирующей иммобильность.
Обозначенные процессы противоречат задачам социально-политического и экономического переустройства российского общества.
7.
Рост интенсивности идентичности на имущественных основаниях сочетается с разрывом между субъективной оценкой социального положения и реальным имущественным статусом (виртуальный «средний класс»).
В основе разрыва лежит защитный психологический механизм, сущность которого заключается в том, что в условиях, когда группа утрачивает для человека позитивную определенность, он стремится размежеваться с ней и претендует на членство в группе, имеющей более высокий статус.
Данная поведенческая стратегия, распространенная в современной России, имеет негативные последствия, так как виртуальное членство в группе позволяет индивиду преодолевать чувство психологического дискомфорта, не меняя реальное поведение и социальный статус.
И если для «нового среднего класса» свойственно завышение социального статуса, то «новые бедные» («трансформационные бедные») склонны его занижать, минимизируя потребности и сводя свое поведение к стратегии «выживания».
8.
Под влиянием трансформационных процессов
в современной России обозначились группы с противоположными ориентациями, направленными на «избегание» (для этой стратегии характерны высокая интенсивность идентичности с первичными референтными группами, которая компенсирует общую нестабильность, а также установка на приспособление к среде, заданным рамкам развития) и «достижение» (представители данной группы солидаризируются с преуспевающими деятельными группами и нацелены на освоение и активное преобразование условий жизнедеятельности).
304

[стр.,305]

305 Социоструктурный анализ стратегий адаптации, распространенных в российском обществе, свидетельствует о доминировании вынужденных типов над добровольными, регрессивных над прогрессивными, пассивных над активными, традиционалистских над модернистскими.
Среди факторов, определяющих успешность адаптации, можно выделить: возраст, образование, место жительства, занятость в государственном/негосударственном секторе экономики, модернистскую/традиционалистскую систему ценностей.
9.
Результаты адаптации в условиях преимущественно мобилизационного развития общества являются крайне противоречивыми.
Возросшая индивидуализация сознания (ориентация на собственные трудовые и психологические ресурсы) сочетается с сохранением патерналистских настроений, потребностей в социальной опеке.
В решении личных проблем россияне ориентированы на самостоятельную деятельность, тогда как решение общезначимых социальных вопросов возлагается на властные структуры различных уровней.

Даже представители социальной категории «преуспевающие», приняв навязанные институциональные рамки жизнедеятельности, не ставят собственное материальное благополучие в прямую зависимость от ситуации в стране.
При этом уровень патернализма повышается в ситуации, когда общество соглашается с определенным уровнем социального
патронажа государства, структур, лиц, его представляющих (о чем свидетельствует зависимость величины индекса терпения от избирательного процесса).
В целом можно указать на сосуществование в массовом сознании противоречивых тенденций: индивидуализма (негативного толка) и коммунитарной ориентированности; патернализма и освобождения от государственной опеки.

На наш взгляд, преимущественно вынужденный характер адаптации значительной части россиян, неорганичная («сверху») модернизация массового сознания, социокультурный шок, ставший результатом радикальных преобразований во всех сферах жизнедеятельности существенно ограничивают потенциал ресоциализации и консолидации общества.
Частичная стабилизация системы идентичности и расширение группы со средним уровнем доходов это

[стр.,422]

422 установок над интерперсональными.
Следовательно, исследуемый документ может претендовать на внутреннюю консолидацию только тех элементов элиты, которые в качестве основы для своей идентификации избрали ориентацию на действующего президента.
5.
Позитивным является тот факт, что по сравнению с предыдущим периодом развития страны, в настоящее время программные заявления отличаются большей опорой на традиционные для российского массового сознания идеи и направленностью на артикуляцию инструментальной составляющей данного политического документа.
Вместе с тем основной тенденцией, отражающей суть изменений ценностных предпочтений в посланиях, выступает увеличение значимости социальных, силовых и витальных компонентов за счет сокращения модернизационных составляющих.
Исходя из этого, можно определить, что политическая система воспроизводит своего рода полицеизм, предлагая приемлемые для большинства терминальные ценности.
6.
Использование метода структурно-логической типологизации подтверждает, что выделенные в кластерах ядра сопряжены с категориями, которыми оперирует современная политическая правящая элита.
Следовательно, анализ ценностного аспекта демократической консолидации демонстрирует сочетание «навязанного консенсуса» элит, с одной стороны, и достижение ценностной стабилизации массового сознания с другой.
Несмотря на то, что ценностные приоритеты правящей элиты, закрепленные в программных документах, все больше соответствуют запросам общества, массовые и элитные группы по-разному понимают одни и те же ценности.
Кроме этого, сохраняется разрыв между вербальным и инструментальным уровнями политического поведения.
7.
Исследование поведенческого уровня общественного консенсуса
с помощью процедуры кластерного анализа позволило выделить три типа поведенческих стратегий, ни один из которых не соответствует базовым параметрам демократической консолидации.
Пассивно-иррациональный и пассивно-рациональный типы, свойственные для
старшей и средней возрастных

[Back]