Проверяемый текст
Бродовская, Елена Викторовна; Трансформация политической системы современного российского общества: институциональные и социокультурные составляющие (Диссертация 2008)
[стр. 109]

109 венный контроль, а скорее как реальный центр влияния (причем не всегда позитивного), оказывающий воздействие на процессы, происходящие в обществе.
В условиях дефицита результативных посредников между властью и обществом создаются параконституционные институты, основное место среди которых принадлежит Общественной Палате РФ.
Параконституционные институты в определенной мере компенсируют
низкии уровень вовлеченности граждан в политический процесс, формируют дополнительные механизмы легитимации власти и консолидации общества.
Низкий уровень легитимности современной России связан с несоответствием между сохранением моносубъектного положения властных структур и качеством выполняемых ими функций.
Процесс усвоения личностью базовых для конкретцого общества ценностей основывается на комплексе сложных социокультурных механизмов (политическая социализация, формирование системы идентичностей, адаптация), реализация которых зависит не только от функциональности политической системы, но и от степени развития политической инфраструктуры, играющей роль посредника в отношениях общества и власти и создающей конкурентную среду преобразований, в которой происходит столкновение различных политических акторов, отличающихся своими ценностнонормативными стратегйями.
Развитие политической системы должно базироваться на исследовании взаимосвязанных измененйй устойчивых и динамичных компонентов ценностной системы общества, отражающих противопоставленность в трансформационном процессе традиционного/инновационного, дифференцирующего/интегрирующего, базисного/комплементарного.
Выраженная в комплексе ценностно-нормативных ориентаций ментальности, устойчивая составляющая
щии тип политического сознания, но и лимитирует процессы, связанные с политической трансформацией.
Проявляющиеся с разной интенсивностью в
[стр. 181]

181 поддержкой большинства граждан пользуются СМИ, но не в качестве независимой от государства структуры, осуществляющей общественный контроль, а скорее как реальный центр влияния (причем не всегда позитивного), оказывающий воздействие на процессы, происходящие в обществе.
5.
В условиях дефицита эффективных посредников между властью и обществом создаются параконституционные институты, основное место среди которых принадлежит Общественной Палате РФ.
Параконституционные институты в определенной мере компенсируют
низкий уровень вовлеченности граждан в политический процесс, формируют дополнительные механизмы легитимации власти и консолидации общества.
Эффективность деятельности общественных палат федерального и регионального уровней как института общественного контроля в системе социально-политического представительства обусловлена влиянием комплекса факторов институционального, нормативного и социокультурного характера.
Если на начальном этапе становления общественных палат доминирующая роль принадлежала первым двум группам факторов, так как существенно возросла роль государства в формировании и развитии гражданского общества, то в условиях дефицита самоорганизации российского социума будущее данных институтов в большей степени будет зависеть от влияния социокультурных факторов.
6.
Низкий уровень легитимности политического режима, недоверие к его институтам в определенной мере уравновешиваются популярностью политического лидера страны.
Обозначенная ситуация противоречит общеевропейским тенденциям и является отражением господства в массовом сознании образа синкретичной власти.
Подобное восприятие политического пространства, с одной стороны, обеспечивает относительную равновесность политической системы, но ограничивает развитие политической субъектности и политической инфраструктуры общества с другой.
Это означает, что интенсивные институциональные и социокультурные изменения в конце XX начале XXI вв.
в меньшей степени затронули политическую составляющую массового сознания, в котором сохраняется приверженность к образцу моносубъектного государства.
Вместе с тем низкий уровень легитимности

[стр.,222]

222 только от функциональности политической системы, но и от степени развития политической инфраструктуры, играющей роль посредника в отношениях общества и власти и создающей конкурентную среду преобразований, в которой происходит столкновение различных политических акторов, отличающихся своими ценностно-нормативными стратегиями.
4.
Неотъемлемым компонентом системной трансформации является процесс комплексных, многоуровневых изменений в представлениях индивидов, групп, слоев о приоритетных целях и способах развития общества (т.е.
процесс аксиологической трансформации, влекущий за собой формирование новых качественных характеристик ценностной системы и связанных с ними моделей трансформационного поведения).
При этом анализ аксиологической трансформации должен учитывать темпоральные и пространственные, структурные и функциональные особенности этого процесса.
Основным механизмом реализации аксиологической трансформации выступает ценностный многосоставной конфликт, отражающий ситуацию неизбежных институциональных искажений, поиска новых норм, диссонанса традиционных и инновационных ориентаций.
5.
Исследование политической трансформации с позиций ценностного подхода предполагает изучение особенностей основных этапов аксиологической трансформации (имеются в виду аксиологический кризис и переоценка ценностей).
Признаками аксиологического кризиса являются: снижение уровня интеграции, стабильности и жизнеспособности политической системы; ценностная дифференциация и поляризация общества; ценностная дезориентация и атомизация личности.
Преодоление этого состояния выражается в переоценке ценностей, признаками которой выступают: относительная когерентность ценностных систем элитообразующих и массовых групп; преобладание в обществе прогрессивных форм адаптации; усвоение инструментальных ценностей и моделей поведения, адекватных социальноэкономическим и политическим условиям.
6.
Итогом политической трансформации политического режима должны стать: новые организационные формы и типы политического взаимодействия,

[стр.,265]

265 политических институтов и отношении внутри триады государство гражданское общество личность и стабилизацией ценностной системы.
2.
Использование основных положений этих моделей позволяет выделить особенности функционирования политической системы трансформационного периода во взаимосвязи с рядом характеристик ценностной системы российского общества.
Так, снижение значимости традиционных ценностей на первом этапе преобразований, с одной стороны, позволило осуществить институциональный импорт, с другой стороны, способствовало формированию институциональных искажений (дисфункциональность некоторых элементов политической инфраструктуры, кризис легитимности, постоянный поиск новых институциональных форм и др.).
В дальнейшем маятниковый характер динамики ценностных изменений массовых и элитных групп, актуализация ценностных конфликтов выступили в качестве необходимого условия переоценки политических ориентаций, норм, стандартов.
Вместе с тем, девальвация либеральных ценностей и обособление граждан от политического процесса продуцировали традиционную для посткоммунистических трансформаций проблему «дефицита демократических акторов».
Кроме этого, достижение институциональной консолидации (в форме навязанного консенсуса) и складывание режима плебисцитарной демократии с сильной исполнительной властью стали возможными благодаря как относительной стабилизации динамики ценностных изменений, так и частичному преодолению аморфности, диссонансности, конфликтности ценностной системы общества.
3.
Анализ коэволюционного развития институциональной и социокультурной составляющих трансформации политической системы должен базироваться на исследовании взаимосвязанных изменений устойчивых и динамичных компонентов ценностной системы общества, отражающих противопоставленность в трансформационном процессе традиционного/инновационного, дифференцирующего/интегрирующего, базисного/комплементарного и т.д..
Выраженная в комплексе ценностнонормативных ориентаций ментальности, устойчивая составляющая
ценностной системы общества предопределяет не только преобладающий тип

[Back]