Проверяемый текст
Бродовская, Елена Викторовна; Трансформация политической системы современного российского общества: институциональные и социокультурные составляющие (Диссертация 2008)
[стр. 110]

разные периоды времени доминирующие факторы (дуализм сознания и культуры, мобилизационный тип развития, патернализм.) синтезированы в традиции системоцентризма, которая детерминирует характер цивилизационного политического развития России.
В результате аксиологической трансформации российского общества сложилась фрагментированная модель ценностной системы, сочетающая в себе модернистские и традиционалистские, индивидуалистские и коллективистские ориентации.
Их соотношение
между собой варьируется в зависимости от конкретного периода времени и имеет региональную специфику.
Как в масштабах всей страны, так и на региональном уровне в массовом сознании проявляются и сохраняются ценностные конфликты, что свидетельствует о поверхностности модернизации ценностной системы.
Не сопровождаемые утверждением установок на социальную активность и социальное взаимодействие индивидов, данные
конфликты способствуют атомизации социального пространства.
Стабильная система идентичностей обеспечивает единство политических институтов, соответствующего отношения к ним, необходимых моделей поведения, способствуя тем самым не просто переходу к институциональной легитимности (от популярности руководителей к доверию основным институтам), но и
созданшр условий для легитимации демократии как политического режима.
НесформироваНность политических ориентаций, аморфность идейно-политической идентичности препятствуют развитию как гражданского общества, так и политической инфраструктуры, предопределяя дисфункциональность политических партий и других субъектов-посредников, осуществляющих коммуникацию между гражданином и государством.

Освоение личностью нрвых социально-экономических и политических ролей и статусов в ходе трансформации политической системы общества связано с рекомбинацией типов идентичности и поляризацией моделей адаптивного поведения (вынужденное, добровольное, прогрессивное, регрессивное, пассивное, активное, модернистское, традиционалистское).
С одной стороны, значительно расширились жизненные возможности россиян, способст
[стр. 266]

266 политического сознания, но и лимитирует процессы, связанные с политической трансформацией.
Проявляющиеся с разной интенсивностью в разные периоды времени доминирующие факторы (дуализм сознания и культуры, мобилизационный тип развития, патернализм и др.) синтезированы в традиции системоцентризма, которая детерминирует характер цивилизационного политического развития России.
Их влияние не могло не сказаться на содержании ценностно-нормативной системы россиян, вбирающей в себя одноцентровую патерналистическую (государство держава империя); экзистенциональную (абсолют, идеал, смысл) и коммунитарную (общинность, соборность, справедливость) ориентации.
Унаследованные коллективным политическим сознанием граждан современной России, они не могут расцениваться как положительные или отрицательные это историческая реальность, от которой зависит «мера возможностей» (пределы политической трансформации) общества.
4.
Модификация обозначенных «константных» компонентов ценностной системы в советский период способствовала образованию «русско-советского» политико-культурного генотипа, носителями которого являются несколько поколений современных россиян.
Отсюда вытекает вывод об органичной антиномичности и многослойности постсоветской политической культуры, сочетающей в себе наряду с традиционными (этатизм, авторитаризм, анархизм, коллективизм, мессианизм, соборность, нигилизм) присущие советскому времени элементы (идеализм, вождизм, уравнительность).
К традиционным параметрам политико-культурного пространства России относятся: гетерогенность (сосуществование множества субкультур), фрагментарность (неопределенность, неструктурированность, противоречивость установок и ориентаций), конфликтность (отсутствие базового консенсуса).
5.
На протяжении политических преобразований конца XX начала XXI вв.
ценностная система россиян трансформировалась от режима максимальной функциональности (соответствия целям преобразований) через длительный период дисфункциональности и амбивалентности (делегитимации трансформационных процессов и структур) к стабилизации (выразившейся в

[стр.,268]

268 жизни.
Среди них можно выделить: устойчивость ценностные системы россиян малодинамичны (на протяжении последних лет иерархия ценностей россиян почти не изменилась; актуализация базовых ценностей, заложенных на этапе ранней (первичной) социализации, как бы компенсирует нестабильность социальной среды); эклектичность и противоречивость наличие когнитивного диссонанса (типа логической несогласованности и несогласованности с прошлым опытом; сосуществование современных и традиционных ориентаций).
8.
В результате аксиологической трансформации российского общества сложилась фрагментированная модель ценностной системы, сочетающая в себе модернистские и традиционалистские, индивидуалистские и коллективистские ориентации.
Их соотношение
варьируется в зависимости от конкретного периода времени и имеет региональную специфику.
Неоднородная (неравномерная) ценностная трансформация привела к тому, что на общероссийском уровне в большей степени выражена тенденция либерализации ориентаций населения («либеральный» резерв и «традиционалистская» периферия).
В то же время ценностное сознание жителей ряда регионов более консервативно («традиционный» резерв и «либеральная» периферия).
9.
Процесс трансформации ценностей в современной России, в принципе, завершен.
Вместе с тем достигнутое состояние стабильности представляет собой баланс неопределенностей и фрагментаций.
В массовом сознании региональных сообществ проявляются и сохраняются ценностные конфликты между терминальными и инструментальными, либеральными и традиционными ориентациями, а также внутри либеральной группы ценностей, что свидетельствует о поверхностности модернизации ценностной системы.
В современной России основными тенденциями эволюции ценностных структур массового сознания стали: индивидуализация, сменившая традиционную коммунитарную ориентированность; дифференциация и поляризация, отражающие асимметрию ценностной модернизации.
Не сопровождаемые утверждением установок на социальную активность и социальное взаимодействие индивидов, данные
тенденции способствуют атомизации

[стр.,302]

и политических (становление субъектов политического участия) механизмах, специфика функционирования которых существенно влияет на трансформацию структуры и динамики политической и ценностной систем общества.
2.
Трансформация политической системы во многом зависит от состояния совокупности идейно-политических и иных идентичностей, сложившихся в обществе, так как без них невозможны сетевые обмены, которые формируют нормативные, символические, культурные стандарты и определяют степень гомогенности ценностных приоритетов, выступающей одним из важнейших условий институционализации и консолидации демократии.
Стабильная система идентичностей обеспечивает единство политических институтов, соответствующего отношения к ним, необходимых моделей поведения, способствуя тем самым не просто переходу к институциональной легитимности (от популярности руководителей к доверию основным институтам), но и
формированию условий для легитимации демократии как политического режима.
Несформированность политических ориентаций, аморфность идейно-политической идентичности препятствуют развитию, как гражданского общества, так и политической инфраструктуры, предопределяя дисфункциональность политических партий и других субъектов-посредников, осуществляющих коммуникацию между гражданином и государством.

3.
Освоение личностью новых социально-экономических и политических ролей и статусов в ходе трансформации политической системы общества связано с рекомбинацией трансверсальных типов идентичности и поляризацией моделей адаптивного поведения (вынужденное, добровольное, прогрессивное, регрессивное, пассивное, активное, модернистское, традиционалистское).
Идентичность выступает как динамичная структура, благодаря которой индивид может ориентироваться и адаптироваться в изменяющейся среде.
В начале преобразований трансформирующееся российское общество столкнулось с проблемой кризиса идентичности, для которого характерны: диффузность ориентаций и солидарностей; деформация коллективных идентичностей; переоценка ценностей.
На современном этапе развития России кризис идентичности постепенно преодолевается.
302 ч

[Back]