Проверяемый текст
Бродовская, Елена Викторовна; Трансформация политической системы современного российского общества: институциональные и социокультурные составляющие (Диссертация 2008)
[стр. 142]

142 политической жизни, свойственной гражданскому обществу и правовому государству.
Особенности современной политической практики и уровень ее теоретического обобщения, обуславливающие интерес к проблематике политической легитимности.
Современные социальные реалии требуют качественного осмысления устойчивости политического развития в условиях транзитивности, что позволяет не только исследовать сложившуюся динамическую неравновесность политических обменов, несимметричность политических отношений в коммуникативном дискурсе через призму «асимметричности и симметричности», «стабильности» и «устойчивости развития».
Устойчивое Политическое развитие, повышейие социальной эффектйвности институтов власти обусловливает необходимость интегративного подхода к легитимизации политических изменений, позволяющего устранять смысловые социокультурные разрывы в пространстве политики.
Основные характеристики И тенденции развития политической системы современного российского общества отражают специфику трансформационных процессов,
представляя собой сложный комплекс качественных изменений в структуре, функционировании и способах взаимодействия политической системы с социальной средой.
Новые политические институты и доминирующие ценностные ориентации одновременно выступают по отношению друг Кдругу и как условие существования, и как результат функционирования.

В процессе политической трансформации российской общество столкнулось с рядом проблем, которые характерны для транзитивных стран (высокими социальными издержками преобразований, олигархической формой собственности, распространением коррупции, нестабильностью демократических институтов).
Трансформация политической системы постсоветской России проходила в сложных социокультурных условиях,
так как традиционные компоненты ценностной системы, сложившиеся типы политического сознания, доминирующие стратегии политического поведения в определенной мере препятствовали усвоению демократических норм и укоренению демократических институтов.
Как и в большинстве транзитивных стран,
[стр. 3]

3 ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования.
Основные характеристики и тенденции развития политической системы современного российского общества отражают специфику трансформационных процессов,
начавшихся в 90-е гг.
XX в.
Представляя собой сложный комплекс качественных изменений в структуре, функционировании и способах взаимодействия политической системы со
средой, системная трансформация связана с коэволюционными процессами взаимной адаптации институциональной и социокультурной подсистем.
Новые политические институты и доминирующие ценностные ориентации одновременно выступают по отношению друг к другу и как условие существования, и как результат функционирования.

Коэволюция институциональных и социокультурных составляющих политической трансформации обеспечивает баланс системообразующих и системоизменяющих факторов развития, определяет параметры конкуренции формальных и неформальных институтов, влияет на функциональность политической системы общества.
В процессе посткоммунистического перехода к демократии Россия столкнулась с рядом проблем, которые характерны для транзитивных стран (экономическим спадом, высокими социальными издержками преобразований, олигархической формой собственности, распространением коррупции, нестабильностью демократических институтов и т.д.).
Вместе с тем особенности ее политического развития были связаны не столько с самой ситуацией трансформации политического режима, сколько с построением новой государственности и сложносоставными конфликтами, сопровождавшими этот процесс.
Противостояние оппонирующих сторон («реставраторов» и «реформаторов») носило открытый конфликтный характер, имело силовое разрешение (октябрьский кризис 1993 г.), в результате чего конституционное

[стр.,4]

4 N закрепление получили нормы, свойственные суперпрезидентской форме республиканского правления.
Существенная роль в процессе посткоммунистической трансформации России принадлежала политической элите, изменение ценностных ориентаций представителей которой существенно опережало аналогичные процессы в массовой среде.
Исходя из этого адаптивность политической системы повышалась/понижалась в зависимости от того, в какой мере создание новых политических институтов/модификация функционирования прежних структур опирались на неформальную культуру массовых групп.
Однако интенсивная поверхностная либерализация массового сознания, распространение ориентаций на западные стандарты потребления обеспечивали общественную поддержку демократических преобразований на этапе инициирования трансформационного процесса.
Это обстоятельство позволило не только преодолеть кризис «конституционного двоевластия», но и перейти к формированию институтов, определяющих облик политической системы современной России.
Следует отметить, что трансформация политической системы постсоветской России проходила в сложных социокультурных условиях, так как традиционные компоненты ценностной системы, сложившиеся типы политического сознания, доминирующие стратегии политического поведения в определенной мере препятствовали усвоению демократических норм и укоренению демократических институтов.
Как и в большинстве транзитивных стран,
демократический переход в России сопровождался ценностной делегитимацией институциональных нововведений.
Ограниченная социальная база трансформации политической системы стимулировала закрепление принципа «обмена ресурсами» в отношениях нового режима и формирующихся региональных и экономических элит, компенсировавших дефицит массовой поддержки.
Неустойчивость демократических институтов и высокий уровень инверсионности политических процессов предопределили достижение режимной консолидации в двух основных формах: олигархического авторитаризма (1996 1999 гг.) и плебисцитарной демократии с сильной исполнительной властью (2000 2007 гг.).
Режим олигархического

[стр.,269]

269 социального пространства.
Процесс политической ресоциализации российских граждан отличается цикличностью и противоречивостью, так как новые принципы и нормы накладываются на уже сложившиеся устоявшиеся компоненты ценностной системы.
Идет постепенное приспособление новых ценностей к российскому опыту.
Таким образом, как и в большинстве посткоммунистических стран, трансформация политической системы постсоветской России проходила в сложных социокультурных условиях.
С одной стороны, традиционные компоненты ценностной системы, сложившиеся типы политического сознания, доминирующие стратегии политического поведения скорее препятствовали усвоению демократических норм и укоренению демократических институтов, а не обеспечивали их полноценное развитие.
С другой стороны, системный характер преобразований, интенсивная аксиологическая трансформация способствовали поверхностной либерализации сознания, выражавшейся в массовой поддержке демократических преобразований на этапе инициирования трансформационного процесса.
Это обстоятельство хотя и не позволило достигнуть ценностной консолидации общества, но стало условием преодоления «конституционного двоевластия» и перехода к формированию институтов, определяющих облик политической системы современного периода развития.
Обозначенные особенности взаимосвязи институциональных и социокультурных компонентов трансформационного процесса в России предопределяют состояние поведенческой составляющей демократической консолидации и глубину процесса политической ресоциализации граждан.

[Back]