Проверяемый текст
Бродовская, Елена Викторовна; Трансформация политической системы современного российского общества: институциональные и социокультурные составляющие (Диссертация 2008)
[стр. 62]

62 На политические системы современных обществ одновременно оказывают влияние как экзогенные, так и эндогенных процессы: глобализация, модернизация и политическая трансформация.
Безусловно, эти процессы глубоко взаимосвязаны, но различны по своим источникам, динамике, степени управляемости,
моделям легитимизации политических изменений.
Устойчивость политического развития неразрывно связано с политической легитимностью, отражающей не только способность политической системы адаптироваться к новым социальным требованиям, поддерживать рациональные традиционные структуры, но и, прежде всего, обеспечивать оптимизацию механизмов «обратной связи» между властью и гражданами, сопряженность направленности, динамики и результативности многоуровневых внутрии внесистемных изменений.
Необходимо учитывать, что трансформация
цолитической системы, ее структурных компонентов, способов функционирования и легитимации это нелинейные процессы.
Они основаны не столько на сосуществовании старого и нового, сколько на формировании качественно иных структур и связей, возникновение и функционирование которых стало возможным благодаря развитию как политической системы, так и внешней среды.

Устойчивое развитие это стабильное, управляемое развитие, в динамике которого открываются новые возможности для дальнейших позитивных изменений.
Основываясь на типологии факторов и направлений изменений, определяющих развитие политической системы, автор выделяет несколько групп подходов: социоцентристские анализируют влияние преимущественно внешних по отношению к политической системе социальных факторов, обусловливающих характер, направленность и динамику институциональных изменений (Р.
Арон, Р.
Даль, С.
Липсет);
системоцентристские концентрируют внимание на внутренних взаимосвязях структурных элементов, обеспечивающих функционирование политической системы (С.
Хантингтон, Д.
Марч); однолинейные, в раМках которых внимание акцентируется на представлении о поступательном политическом развитии в определенных услови
[стр. 49]

49 вызов, на каждую новую проблему политическая система отвечает созданием и введением новых образцов общественной культуры, которое сопровождается «вытеснением» традиционных структур, что вызывает общественное развитие»36.
Особое место в данном подходе, как мы уже отметили, принадлежит окружению (среде) политической системы, которое в свою очередь подразделяется на интрасоциетальные (экономическая, социальная, культурная сферы общества) и экстрасоциетальные (международное сообщество) компоненты.
Вопрос о степени их влияния на динамику политической системы по-прежнему остается открытым.
Развитие системного подхода и дальнейшее усложнение представлений о политических системах и взаимосвязях их образующих базировались на исследованиях источников развития (эндогенных/экзогенных), векторов (прогрессивных/регрессивных) и траекторий изменения (линейных/нелинейных), моделей поведения (реактивных/активных) систем.
Использование критериев естественной неравновесности среды и политической системы и дифференциации факторов (стимулов), определяющих ее развитие, позволяет выделить из многообразия мнений две группы подходов (условно их можно назвать социоцентристскими и системоцентристскими), сложившихся относительно понимания сущности политических изменений.
Первый подход (социоцентристский) анализирует влияние преимущественно внешних по отношению к политической системе социальных факторов, обуславливающих характер, направленность и динамику институциональных изменений (Р.
Арон, Р.
Даль, С.
Липсет
и др.)37.
Экономическое развитие, социальная структура, ценностная система, модели поведения в политической сфере общества рассматриваются сторонниками данного подхода в качестве контекста политических изменений.
ЯЛ Франчук, В.И.
Политическая система как средство выживания общества и основы ее реформирования [Текст] / В.И, Франчук //Социально-гуманитарные знания.
2005.
№ 1.
С.
124 125.
37См.: Арон, Р.
Демократия и тоталитаризм [Текст] / Р.
Арон.
М.: Текст, 1993.
303 с.; Даль, Р.
Полиархия, плюрализм и пространство [Текст] / Р.
Даль // Вопросы философии.
1994.
№ 3.
С.
37 48; Липсет, С.М.
Сравнительный анализ социальных условий, необходимых для становления демократии [Текст] / С.М.
Липсет, С.
Кен-Рюн, Д.
Торрес // Международный журнал социальных наук.
1993.
№ 3.
С.
5 34.


[стр.,64]

64 приемлемые для вариативного социокультурного контекста.
Появление все большего числа специфичных моделей политического развития подталкивало исследователей к поиску новых категорий, объясняющих политическую динамику.
Так, сложилось мнение, согласно которому, трансформация рассматривается не столько в качестве одной из форм политической динамики, сколько как процесс, отражающий вариативность механизмов и результатов модернизации.
С нашей точки зрения, отождествление данных понятий не является целесообразным.
Современные трактовки модернизации, как правило, отражают понимание последней в качестве мегатенденции мирового, интернационального развития, связанной с глобализацией и усвоением системы ценностей, включающей в себя: конкурентную демократию, рыночную экономику, социальное государство и массовое потребление60.
С нашей точки зрения, их институционализация невозможна без политической организации модернизационного процесса и глубоких социокультурных изменений в обществе.
Современные общества вынуждены переживать одновременно влияние экзогенных и эндогенных процессов, таких как глобализация, модернизация и политическая трансформация.
Безусловно, эти процессы глубоко взаимосвязаны, но различны по своим источникам, динамике, степени управляемости,
масштабам институциональных и социокультурных изменений.
Современное понимание трансформации сопряжено с развитием в рамках политической науки направлений, акцентирующих внимание на исследовании процессных аспектов политики.
Так, представители Чикагской школы (Г.
Лассуэлл, Ч.
Мерриам, Л.
Уайт и др.) под политическим процессом подразумевали совокупность политических воль, интересов, ценностных ориентаций субъектов того или иного политического события61.
В свою 60См.: Кравченко, И.И.
Модернизация мира и сегодняшней России.
Выход из кризиса [Текст] / И.И.
Кравченко // Вопросы философии.
2002.
№ 9.
С.
3 4; Цапф, В.
Германия: трансформация через объединение [Текст] / В.
Цапф, Р.
Хабих, Т.
Бульман, Я, Делей // Социс.
1998.
№ 8.
С.
17; Соловьев, А.
Апология модерна (к вопросу о характере российских трансформаций) [Текст] / А.
Соловьев // Власть.
2002.-№ 5.
-С.
19.
61См.: Лассуэлл, Г.
Принцип тройного воздействия: ключ к анализу социальных процессов [Текст] / Г.
Лассуэлл // Социс.
1994.
№ 1.
С.
135 143; Короткова, Н.В.
Г.Д.
Лассуэлл.
Методология исследования проблем политики [Текст] / Н.В.
Короткова // Политическая наука.
2000.
№ 4.
С.
155 178; Мерриам, Ч.
Новые аспекты политики [Текст] / Ч.
Мерриам // Антология мировой политической мысли.
Т.
2.
М.,

[стр.,77]

77 (социокультурные факторы политического развития, одним из которых является ценностная система) потоков преобразований, скорость и направленность которых могут существенно отличаться.
Неравномерность трансформационного процесса часто является следствием отставания социокультурных изменений от перемен в институциональном дизайне.
Исходя из этого, политическую трансформацию целесообразно рассматривать как процесс, складывающийся из чередований подъемов и падений, реформации и деформации, консолидации и конфликтных этапов.
3.
Так как институциональные и социокультурные потоки преобразований изменяются не синхронно, «средовое» отставание значительно влияет на результативность институциональных перемен в силу того, что превалирующая неформальная ценностная система наполняет формальные установки и нормы иным, отличным от первоначально вкладываемого в них содержанием.
Следовательно, складывающийся в трансформирующемся обществе новый институциональный рынок подвержен множественным институциональным искажениям.
4.
Необходимо учитывать, что трансформация
политической системы, ее структурных компонентов, способов функционирования и легитимации это не линейные процессы.
Они основаны не столько на сосуществовании старого и нового, сколько на формировании качественно иных структур и связей, возникновение и функционирование которых стало возможным благодаря развитию, как политической системы, так и внешней среды.

Отношения между ними можно определить как динамическую устойчивость.
5.Политическая трансформация связана с развитием трансформационной активности разных слоев, групп и индивидов.
При этом каждый сегмент общества обладает собственным порогом восприимчивости к инновационной институциональной и социокультурной среде.
Однако если институциональные и социокультурные изменения являются разнонаправленными, то в обществе создаются предпосылки для развертывания кризиса, сущность которого заключается в коммуникативном разрыве между властью и гражданами.
Чем больше вектор отклонения институционального и социокультурного потоков

[Back]