Проверяемый текст
Бродовская, Елена Викторовна; Трансформация политической системы современного российского общества: институциональные и социокультурные составляющие (Диссертация 2008)
[стр. 69]

69 РАЗДЕЛ 2.
ИЗМЕНЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ АТТИТЮДОВ В УСЛОВИЯХ ПОЛИТИЧЕСКОГО ТРАНЗИТА Новые условия и тенденции политического развития российского общества, а также продолжающаяся трансформация политического режима страны оказывают существенное влияние на процессы легитимации власти, обществом власти обладает сложной структурой, осцовными элементами которой являются ресурсы или источники, уровни и факторы, в своей совокупности определяющие специфику протекания легитимационных процессов в различных государствах, в том числе и в современной России.
На специфику легитимации власти также оказывают влияние процессы глобализации и универсализации форм и видов функционирования власти.
Общность и масштаб тенденций развития различных государств, переживающих процесс перехода от недемократического типа режима к построению демократии, анализируются в рамках одного из направлений политической науки, получившего название «транзитология».
Данное направление рассматривает политическую трансформацию как составную часть транзита, представляющего собой главным образом' качественное изменение
ыис1йтуциональных и социокультурных механизмов функционирования политической системы.
От модели демократического транзита зависят глубина, характер, последствия модификации политической системы общества.

«Навязанная» демократизация не тольдо не снижает общественную напряженность, но и продуцирует обострение конфликтов в будущем (в условиях нарастающей депривации).
Наряду с показателями глубины трансформационного процесса (устойчивость и необратимость изменений) и отдельными элементами демократического механизма (конкурентность и стабильность электоральных процедур),
выделяются такие признаки, как эффективное и ответственное государ
[стр. 80]

80 1.2.
Демократический транзит и консолидация общества: анализ базовых моделей Общность и масштаб тенденций развития различных государств, переживающих процесс перехода от недемократического типа режима к построению демократии, анализируются в рамках одного из направлений политической науки, получившего название «транзитология».
Данное направление рассматривает политическую трансформацию как составную часть транзита, представляющего собой главным образом качественное изменение
институциональных и социокультурных механизмов функционирования политической системы.
В западной политологии сложились две основные позиции в отношении изучения трансформационных процессов: первая из них изучает «переходный период» сам по себе и связана с понятием tranzition; вторая рассматривает непосредственно модель «переходного общества», т.
е.
трансформацию политического режима transformation7778.
Отечественные исследователи, как правило, употребляют данные понятия в качестве тождественных, объединенных общим смыслом.
И то, и другое характеризуют «многообразные политические процессы, приводящие к качественным изменениям политического режима, политических акторов и институтов, формальных и неформальных норм и ценностей, регулирующих отношения 78 между ними» .
Следует отметить, что теоретическая и методологическая система анализа, заложенная в транзитологии, изначально базировалась на положениях не в полной мере соответствующих диверсификации моделей и результатов демократических переходов.
В частности, принципы универсализма, 77См.: Кузнецов, И.И.
Парадигма транзитологии (плюсы и минусы объяснительной концепции переходного периода) [Текст] / И.И.
Кузнецов // Общественные науки и современность.
2000.
№ 5.
С.
46 -51.
78Гельман, В.Я.
Трансформация в России: политический режим и демократическая оппозиция [Текст] / В.Я.
Гельман.
М., [Б.м.], 1999.
С.
16.


[стр.,94]

94 Сходная типология демократических транзитов представлена в работах Т.Л.
Карла и Ф.
Шмиттера, которые выделяют: «навязанный переход», для которого характерно наибольшее рассогласование между первоначальными ожиданиями инициаторов перемен и реальным развитием событий (Россия, Украина, Белоруссия, Сербия, Словения и др.); «реформистский переход», связанный с массовой мобилизацией, при которой преобразования осуществляются благодаря существенному давлению низов на правящие группы (Армения, Чехия, Хорватия, Грузия, ГДР и др.); «тактированный переход», состоящий в заключении пактов, соглашений, в которые оказываются вовлеченными правящие группы прежнего режима, а также те, кто был отстранен от власти или вообще не обладал никакой властью (Польша, Венгрия, Болгария и др.); -и, наконец, четвертый тип транзита демократизация путем революции 2.
В рамках проблем, рассматриваемых в настоящем исследовании, необходимо подчеркнуть, что от модели демократического транзита зависят глубина, характер, последствия модификации политической системы общества.
Наименее благоприятными для становления демократических институтов, усвоения демократических ценностей и норм представляются политическая трансформация, инициированная элитой (по Хантингтону), революционный и навязанный переходы (по Шмиттеру).
В отличие от замещения (трансрасстановка) или пактированного перехода, направленных на достижение определенного консенсуса между соперничающими сторонами, «навязанная» демократизация не только не снижает общественную напряженность, но и продуцирует обострение конфликтов в будущем (в условиях нарастающей депривации).
Специфика демократических транзитов, осуществленных в 80-90-х гг.
XX в.
действительно связана с превалирующей ролью элит (зачастую не И2См.: Шмитгер, Ф.
Процессы демократического транзита и консолидации демократии [Текст] / Ф.
Шмиттер // Полис, 1999.
№ 3.
С.
31; Карл, Т.Л.
Демократизация: концепты, постулаты, гипотезы.
Размышления по поводу применимости транзитологической парадигмы при изучении посткоммунистических трансформаций [Текст] / Т.Л.
Карл, Ф.
Шмиттер // Полис.
2004.
№ 4.
С.
14.


[стр.,117]

117 5.Представления о критериях консолидированной демократии, сложившиеся в разных подходах, существенно дифференцированы.
Наряду с показателями глубины трансформационного процесса (устойчивость и необратимость изменений) и отдельными элементами демократического механизма (конкурентность и стабильность электоральных процедур)
также выделяются такие признаки, как эффективное и ответственное государственное управление, сбалансированный институциональный дизайн, формирующий необходимые условия для развития демократической системы управления.
6.
Институциональное закрепление демократии предполагает интенсификацию ресоциализации граждан, таким образом, консолидация выражается во взаимной адаптации политической системы и социокультурной среды.
Консолидация становится возможной благодаря тому, что большинство членов общества принимают демократические нормы, правила, процедуры как наиболее легитимные и эффективные, доступные и выгодные.
Следовательно, демократическая консолидация нуждается в анализе, не только с институциональных, но и с социокультурных позиций.
7.Для результативного демократического перехода не достаточно создания демократических институтов, так как устойчивая демократия основывается на формировании гражданской культуры и наращивании социального капитала в обществе.
Институциональные и социокультурные составляющие трансформационного процесса как бы взаимно поддерживают друг друга.
Поэтому достижение уровня консолидированной демократии измеряется не столько с помощью таких параметров, как длительность существования, устойчивость институтов, их воспроизводство в условиях кризиса, сколько взаимозависимыми изменениями институциональных, ценностно-нормативных и поведенческих компонентов трансформационного процесса.
8.
Следует отметить, что результаты демократической консолидации отличаются от институциональной стабилизации, так как включают в себя следующие компоненты: институциональный консенсус (создание властных структур, вбирающих в себя конкурирующие интересы различных

[Back]