Проверяемый текст
Бродовская, Елена Викторовна; Трансформация политической системы современного российского общества: институциональные и социокультурные составляющие (Диссертация 2008)
[стр. 84]

84 Наряду с достаточно высоким уровнем оптимистических ожиданий в политической жизни (37%), наблюдается рост пессимистических оценок, так если в марте 2008 года 13% респондентов отмечали, что в ближайшие месяцы Россию ожидает некоторое ухудшение ситуации в политической жизни, то в декабре процент опрошенных разделяющих данную позицию составил 30%.
Практика политической трансформации посткоммунистических стран, в том числе и России, свидетельствует о том, насколько опасным является разрыв между макрои микросоциальными практиками в процессе реформирования общества и создация новых институциональных структур.
Институционализация демократии предполагают достижение ценностного консенсуса, способствующего формированию у политических акторов стратегий поведения, направленных на воспроизводство и развитие политической системы демократического типа.
Удовлетворение базовых социальноэкономических потребностей, наличие возможностей для реализации преимуществ нового статуса являются факторами легитимации политических институтов, снижения поляризации и дезинтеграции общества, взаимодействия массовых и элитных групп на основе партнерства, а не патернализма.

На наш взгляд, преимущественно вынужденный характер адаптации значительной части россиян, неорганичная («сверху») модернизация массового сознания, социокультурный шок, ставший результатом радикальных преобразований во всех сферах жизнедеятельности, существенно ограничивают потенциал
консолидации общества, солидаризации общества для достижения общих целей.
Характерными чертами в коммуникативном пространстве «общестзЬ —Еласть» является дистанцированность з'начй+ельнб’п части населения от совместного решения общественных задач, сохранение рассогласования в ценностных ориентациях массовых и элитных групп, сложность изменений политических норм и институтов, которое не обеспечивается соответствием институциональной и культурной подсистем политической системы общества.
[стр. 225]

225 4 3.2.
Устойчивые и инамичные компоненты ценностной системы трансформирующегося общества301 Институционализация и консолидация демократии предполагают достижение ценностного консенсуса, способствующего формированию у политических акторов стратегий поведения, направленных на воспроизводство и развитие политической системы демократического типа.
Структурные и функциональные особенности изменения институциональной модели политической системы современной России находятся в коэволюционной взаимосвязи с состоянием ценностной системы общества.
Режимная консолидация и навязанный консенсус элит, достигнутые в начале 2000-х гг., создали условия для стабилизации политического процесса.
Однако дальнейшее продвижение российского общества по пути демократии будет зависеть от таких характеристик ценностной системы, как степень ее гомогенности, соотношение аккультурационных/инкультурационных составляющих, специфика адаптационного/инновационного потенциала и др.
Важнейшим показателем результативности политической трансформации является усвоение массовым сознанием ценностей либеральной демократии, 301При написании параграфа были использованы данные ряда социально-политических исследований: Всероссийский мониторинг «Наши ценности и интересы сегодня» (1990 2002 гг.).
Руководитель: Н.И.
Лапин, Центр изучения социокультурных изменений Института философии РАН.
Выборка всероссийская, районированная, 12 регионов, 1100 1500 респондентов; Всероссийский мониторинг «Массовое сознание россиян в период общественной трансформации» (1992 2003 гг.).
Руководитель: М.К.
Горшков, РНИСиНП ИКСИ РАН.
Выборка всероссийская, районированная, 14 регионов, 1750 респондентов; Региональный мониторинг «Социально-политическая ситуация в Тульской области: характеристики, тенденции развития и перспективы» (1994 2005 гг.).
Руководитель: И.А.
Батанина, лаборатория социальнополитических исследований ТулГУ.
Объем выборки 2500 человек.
Выборка репрезентативна по полу, возрасту, образованию и роду занятий; Глубинное интервью «Ценностные приоритеты туляков» (2004 г.).
Руководитель: Е.В.
Бродовская, лаборатория социально-политических исследований ТулГУ.
Объем выборки 15 человек; Массовый опрос «Ценностные ориентации населения Тульской, Орловской, Липецкой областей» (2006 г.).
Руководители: Е.В.
Бродовская, лаборатория социально-политических исследований ТулГУ, А.В.
Морозова, Орловский государственный технический университет, С.С.
Фоменко, Елецкий государственный университет им.
И.А.
Бунина.
Объем выборки 1500 человек.
Выборка репрезентативна по полу и возрасту.


[стр.,301]

одной возрастной когорте, модернисты не превалируют над 301 традиционалистами.
Отметим, что успешность институциональных изменений связана с доминирующими в обществе стратегиями социальной и политической адаптации.
Удовлетворение базовых социально-экономических потребностей, наличие возможностей для реализации преимуществ нового статуса являются факторами легитимации политических институтов, снижения поляризации и дезинтеграции общества, взаимодействия массовых и элитных групп на основе партнерства, а не патернализма.

Следовательно, создание условий для более широкого распространения добровольных, прогрессивных, активных и модернистских моделей адаптации поддерживает стабильное функционирование политической системы общества.
В результате исследования таких показателей ресоциализации российских граждан, как структура идентичностей и стратегии адаптационного поведения, мы пришли к следующим выводам.
1.
В условиях трансформации политической системы российского общества структуризация ценностно-нормативного комплекса связана с противоположными процессами десоциализации и ресоциализации граждан, которые отличаются по глубине, характеру, результативности усвоения инновационных ценностей и моделей поведения.
Отторжение новых ценностей, низкий уровень межличностного доверия, дезадаптивные модели поведения являются признаками процесса десоциализации.
Тогда как ресоциализация представляет собой процесс интенсивного изменения сложившихся политикокультурных и социокультурных ориентаций и установок, имеющий стихийные и организованные формы, детерминированный трансформацией институционального и ценностного пространств общества.
Ресоциализация зависит от ряда факторов (управляемость/контролируемость процесса; радикальность преобразований, инициирующих политические и аксиологические изменения; наличие социальной базы перемен и ДР-) И основывается на сложных взаимообусловленных социально-экономических (идентификация и адаптация)

[стр.,305]

305 Социоструктурный анализ стратегий адаптации, распространенных в российском обществе, свидетельствует о доминировании вынужденных типов над добровольными, регрессивных над прогрессивными, пассивных над активными, традиционалистских над модернистскими.
Среди факторов, определяющих успешность адаптации, можно выделить: возраст, образование, место жительства, занятость в государственном/негосударственном секторе экономики, модернистскую/традиционалистскую систему ценностей.
9.
Результаты адаптации в условиях преимущественно мобилизационного развития общества являются крайне противоречивыми.
Возросшая индивидуализация сознания (ориентация на собственные трудовые и психологические ресурсы) сочетается с сохранением патерналистских настроений, потребностей в социальной опеке.
В решении личных проблем россияне ориентированы на самостоятельную деятельность, тогда как решение общезначимых социальных вопросов возлагается на властные структуры различных уровней.
Даже представители социальной категории «преуспевающие», приняв навязанные институциональные рамки жизнедеятельности, не ставят собственное материальное благополучие в прямую зависимость от ситуации в стране.
При этом уровень патернализма повышается в ситуации, когда общество соглашается с определенным уровнем социального патронажа государства, структур, лиц, его представляющих (о чем свидетельствует зависимость величины индекса терпения от избирательного процесса).
В целом можно указать на сосуществование в массовом сознании противоречивых тенденций: индивидуализма (негативного толка) и коммунитарной ориентированности; патернализма и освобождения от государственной опеки.
На наш взгляд, преимущественно вынужденный характер адаптации значительной части россиян, неорганичная («сверху») модернизация массового сознания, социокультурный шок, ставший результатом радикальных преобразований во всех сферах жизнедеятельности существенно ограничивают потенциал
ресоциализации и консолидации общества.
Частичная стабилизация системы идентичности и расширение группы со средним уровнем доходов это

[Back]