Проверяемый текст
Асаул А.Н. Феномен инвестиционно-строительного комплекса или сохраняется строительный комплекс страны в рыночной экономике Монография, 2001.
[стр. 23]

го инвестиционного проекта.
С помощью такого пакета разрабатываются методики объективной оценки риска среднеи долгосрочных инвестиций, а также фондовых операций и концепции зарубежной деятельности.

Эволюционное развитие интеграционных структур в процессе трансформации российской экономики проявилось действием принципов наследственности, изменчивости, естественного отбора.
Возникла потребность в координации совместных усилий и потенциалов в целях построения эффективных схем управления и деятельности.
В таблицах 1 и 2 приложение 1 представлены классификации предпо-ч сылок интеграции в зависимости от факторов внешней и внутренней среды.
Надо отметить, что при классификации рассматривались основные, наиболее часто встречающиеся мотивы объединения.
Характеристики среды рассматривались вне зависимости от состояния экономики (рыночная, переходный к рыночным отношениям период).
Анализ данных таблиц позволяет заключить, что к объединению предприятия «подталкивают» в преобладающей степени факторы внешней среды.
В 1999-2000 гг.
изменились критерии формирования интегрированных структур (в отличие от прежних финансово-промышленных групп): технологическая и финансово-экономическая целесообразность присоединения новых активов (предприятий); существенно более высокий уровень корпоративного контроля дочерних структур (75% и выше); организационноправовая трансформация (в том числе слияния, консолидация в рамках и между холдингами, переход на единую акцию в холдингах и др.)1.
Во-первых, на новый уровень перешёл процесс концентрации собственности, который в 1990-е годы (после приватизации) осуществлялся преимущественно в рамках одного (базового) предприятия.
Деятельность так называемых ФПГ (формальных и неформальных) в этом плане непоказательна, поскольку их имущественная стратегия обычно носила хаотичный характер и 1 Наиболее важные институциональные тенденции в корпоративном секторе в 2000 г.
четко проявились в металлургической отрасли.
23
[стр. 52]

проекта.
С помощью такого пакета разрабатываются методики объективной оценки риска среднеи долгосрочных инвестиций, а также фондовых операций и концепции зарубежной деятельности.

Мировой опыт показывает, что вхождение компании в группу расширяет его инвестиционный потенциал.
Наряду с ограничением свободы при принятии стратегических решений, появляется возможность привлечения ресурсов других участников, прежде всего, банка.
Кроме того, благодаря кооперации внутри группы, вероятно снижение общей потребности в инвестициях, не влияющих на остальные показатели деятельности ФПГ в целом.
Координация оперативной хозяйственной деятельности подразумевает выработку и реализацию тактики ФПГ.
Она позволяет использовать синергетический потенциал группы в конкретной хозяйственной ситуации.
Координирующие воздействия могут быть в диапазоне от совместного освоения зарубежного рынка до совместных перевозок грузов участниками группы.
Координация научно-технической политики осуществляется только при наличии объекта такой координации, когда в группу входят хотя бы две дочерних компании, осуществляющих научно-техническую деятельность в одной области.
Унификация технологических решений и согласование направлений научного поиска позволяют получить экономию ресурсов в научно-проектной сфере и материальном производстве (в процессе реализации результатов исследований).
Реализация единой кадровой политики сводится, в частности, к формированию управленцев высшего звена, утвержденных советом директоров головной компании.
Кроме этого, группа в целом проводит единую политику подбора кадров, их переподготовку и обучение, что повышает качество принимаемых управленческих решений на уровне дочерних организаций и усиливает их конкурентные преимущества.
Перечисленные стратегические направления в рамках группы относятся к компетенции головной холдингкомпании, оперативные вопросы хозяйственной деятельности – в компетенции дочерних обществ.
Будучи юридическими лицами, они несут по принимаемым решениям экономическую и юридическую ответственность.
Существуют различные формы объединения ФПГ.
В странах с развитой рыночной экономикой большое распространение имеют концерны – объединения различных предпринимательских организаций (промышленных, финансовых, торговых и пр.) формально сохраняющих самостоятельность, но фактически подчиненных централизованному финансовому контролю и руководству.
Эта форма объединения тоже не безвариантна и допускает значительное разнообразие.
Так, американские концерны строятся на полном владении филиалами, западноевропейские и японские – на формальной независимости предприятий, управляемых головной компанией (владельцем контрольного пакета акций).
По-разному могут строиться и взаимоотношения концерна с бюджетом.
Так, по законам ФРГ, головная компания вместе со своими филиалами (при участии не менее 25%) считается целостной налоговой единицей (филиалы не несут самостоятельных налоговых обязательств перед бюджетом); при этом концернам дается налоговая скидка по сравнению со ставками обложения отдельных компаний.
Такой же порядок определен законодательством Англии (при участии в 75%) и Швейцарии.
В Японии каждый участник концерна сам несет налоговые обязательства перед бюджетом.
Согласно законодательствам всех этих стран, в обязанность головной компании входит предоставление акционерам сводной, консолидированной балансовой отчетности (в Японии консолидированные балансы лишь дополняют раздельную отчетность объединения).
Ввиду недостаточности отечественного опыта организационного устройства концернов рассмотрим зарубежный, в частности, опыт японских концернов, предполагающих широкую хозяйственную самостоятельность входящих в них предпринимательских единиц (филиалов, отделений и т.п.).
Отличие концерна от фирмы состоит в том, что если взаимоотношения подразделений последней регулируются внутренними административными правилами и решениями ее руководства, то в концерне связующим элементом являются отношения собственности и контракта, основанные на нормативах хозяйственного права.
Контроль головной компании над распределением прибыли и управленческими решениями филиалов дозирован в соответствии с долей собственности.
Так головная компания владеет 100% акций филиала, она получает всю его прибыль и полностью отвечает за его убытки; самостоятельность такого филиала та же, что и у производственного отделения фирмы.
Владение более чем 50% акций филиала дает головной компании "родительские" права: возможность проводить свои решения на общем собрании акционеров филиала и право назначать в его правление своих директоров-распорядителей и ревизоров; распоряжаться частью прибыли филиала в пределах дивидендов (возможность переводить их на свой баланс, реинвестировать и т.д., причем присвоение прибыли сверх дивидендов может стать основанием для судебного иска о возмещении ущерба).
Антимонопольные законы защищают право филиала как самостоятельной фирмы иметь посторонние по отношению к головной компании источники финансирования и формирования производственных программ, охраняют свободу выбора партнеров и оставляют филиалу доступ к рынкам не только сырья, материалов и оборудования (что в общем разрешено и отделениям фирм), но также рабочей силы и денег (что отделениям не

[Back]