В экспериментальной работе нами данный тест использовался в сочетании с выполнением спонтанного рисунка па тему «Кто Я?». Отметим, что эта исследовательская методика не занимает много времени, дает обширный материал для качественной интерпретации. К тому же рисунок инициируется и кошролируется самим человеком, способствуя 'тем самым укреплению целостности его личности. В спонтанном творческом рисунке происходит еще и моделирование природной и социальной действительности. Художественная деятельность, являясь органической составляющей арт-терапевтического занятия, обогащает коммуникацию и социальный репертуар испытуемого, помогает ему реализовать тот внутренний потенциал, который и составляет основу позитивных изменений личности в будущем. В соответствии с задачами опытной работы каждому участнику эксперимента предлагалось нарисовать образ Я и дап> портрету название. Отмечалось, что внешний вид рисунка, качество исполнения гораздо менее важны, чем тот символический смысл, который поможет рассказать о себе. В эксперименте принимали участие школьники пяти различных классов Караидельских школ №1 и №2. Далее в соответствии с итогами задания (по принципу схожести) все участники данного этапа экспериментальной работы нами были сгруппированы. В итоге два способа выполнения задания (вербальный и невербальный) с участием школьников старших и выпускных классов школы, между которыми нет особой разницы в возрасте, по ес ть разница в социальном статусе, позволили выявить взаимодействие сознательных и бессознательных аспектов психической жизни человека (таблица 26). У учащихся 9 класса наиболее часто (до 39,0%) встречаются характеристики социального Я (модус В): школьница, отличница, медалистка, хорошая подруга, дочь, спортсменка и др., высок процент физического Я (до 21,0 %): фотомодель, красавица, толстушка и др. Преобладают, как правило, негативные характеристики, что подтверждает общеизвестный факт «заостревания» молодых людей на внешних данных. Подчеркнем, что у учащихся 10 класса подобные 122 |
11] идентичность, относят такие, как планетарная, общечеловеческая, гражданская, этническая, групповая и т.д. Поэтому выбору методик исследования рассматриваемого явления было уделено особое внимание. При этом нами принят во внимание и такой аспект как возможность безболезненной адаптации теста к нашим условиям и условиям нашего эксперимента. Среди методик, направленных на исследование личностной идентичности, наиболее активно используются тест М.Куна и тест Т.МакПартланда. В тесте Т.Мак-Партланда испытуемым предлагается дать не менее 10 ответов на вопрос «Кто я»? Особый интерес вызывает информативный тест Л.Зурхера. Автор предлагает четыре модели так называемых модусов Я: модус А физическое Я: жестко обращенное внутрь, замкнутое в себе микро-Я, основанное на телесных свойствах, самоощущениях; модус В социальное Я: социальный статус, роль, принадлежность к группе; модус С рефлексивное Я: субъективные свойства, вкусы, особенности характера; модус Д духовное Я: универсальные общечеловеческие ценности. По мнению Л.Зурхера, чем выше уровень развития личности, тем больше ее характеристик относится к «высшим» (С и Д) модусам. В проведенной нами экспериментальной работе данный тест использовался в сочетании с выполнением спонтанного рисунка на тему «Кто Я?». Отметим, что эта исследовательская методика не занимает много времени, дает обширный материал для качественной интерпретации. К тому же рисунок инициируется и контролируется самим человеком, способствуя тем самым укреплению целостности его личности. В спонтанном творческом рисунке происходит еще и моделирование социальной действительности. Художественная деятельность, являясь органической составляющей арттерапевтического занятия, обогащает коммуникацию и социальный репертуар испытуемого, помогает ему реализовать тот внутренний 112 потенциал, который и составляет основу позитивных изменений личности в будущем. В соответствии с задачами опытной работы каждому участнику эксперимента предлагалось нарисовать образ Я и дать портрету название. Отмечалось, что внешний вид рисунка, качество исполнения гораздо менее важны, чем тот символический смысл, который поможет рассказать о себе. В эксперименте принимали участие студенты пяти групп Нефтекамского педагогического колледжа. В итоге два способа выполнения задания (вербальный и невербальный) с участием студентов младших и старших курсов колледжа, между которыми нет особой разницы в возрасте, но есть разница в социальном статусе, позволили выявить взаимодействие сознательных и бессознательных аспектов психической жизни человека (таблица 28.) У студентов первого курса наиболее часто (до 39,0%) встречаются характеристики социального Я (модус В): студентка, отличница, медалистка, хорошая подруга, дочь, будущий педагог, невеста, жена, спортсменка и др. Подчеркнем, что у студентов второго курса подобные характеристики встречаются реже (до 21,0 %). Это, вероятно объясняется ослаблением значимости внешней мотивации и изменением ценностных представлений о статусе собственной личности. Следующие по частотности (до 28,0 %) характеристики модуса С (рефлексивное Я): интересный человек, личность, умница, любимая, сама доброта, золушка, бедная Лиза, последняя буква в алфавите, обманщица, враг и др. У студентов первого курса высок процент характеристик физического Я (модус А), как в контрольных, так и в экспериментальных группах (до 21,0 %): фотомодель, красавица, толстушка, уродина, слепая курица, кривоножка, нос, соня и др.. Преобладают, как правило, негативные характеристики, что подтверждает общеизвестный факт «застревания» молодых людей на внешних данных. Студенты первого курса редко используют характеристики модуса Д (духовное Я) (до 12,0 %): радость, ручей, частичка вселенной, утро жизни, тайна, нежная душа, |