изучении учебных курсов на основе межпредметного подхода, организации внеучебиой деятельности школьников, направленной на развитие гражданских качеств, что выступает основным элементом системы гражданского воспитания. Межпредметный подход в гражданском воспитании в самом общем виде основывается на объединении в процессе реализации гражданского воспитания учебно-воспитательных возможностей различных предметов современной общеобразовательной школы. Данная модель в большей степени, чем другие модели гражданского воспитания, позволяет объединить многие школьные предметы едиными, ценностно-деятельными основаниями. Приобретенные гражданские знания помогут правильно сориентировать молодежь в разных жизненных си туациях, развить умения грамотно использовать полученные знания для выполнения профессиональных и общегражданских обязанностей, для защиты своих прав. Интересное направление обосновано Т. Ы. Османкипой. Она исследовала значение национальной идеи как ценностно-смысловой основы гражданского образования, выступающей связующим звеном между системой базовых ценностей и идеологией (148). Практическая значимость данного исследования состоит в том, что предложен вариант взаимодействия школы с учреждениями формирования гражданственности учащейся молодежи. В.И.Власова (47) рассматривает систему работы учителя по воспитанию в учащихся граждаиско-ориснтированпого мировоззрения, черт характера и поведения в школе этнокультуры. Настоящий гражданин это не только человек, носитель собственной национальной культуры, но и понимающий и уважающий культуру других народов, умеющий уважать достоинство человека другой национальности. Поэтому при формировании гражданственности не может остаться без внимания воспитание поликультурности («многообразие культур» и необходимость диалога культур). Необходимость диалога культур приобретает особое звучание и в связи с особенностями современной геополитики, когда, с одной стороны, усиливается тенденция к |
24 общественным и гуманитарным предметам, хотя не только гуманитарные дисциплины содействуют формированию гражданских качеств. Как видно, все это требует актуализации проблемы межпредметности и межинтеграционных связей в решении задач гражданского воспитания при изучении учебных курсов на основе межпредметного подхода, организации внеучебной деятельности школьников, направленной на развитие гражданских качеств, что выступает основным элементом системы гражданского воспитания. Межпредметный подход в гражданском воспитании в самом общем виде основывается на объединении в процессе реализации гражданского воспитания учебно-воспитательных возможностей различных предметов современной общеобразовательной школы. Данная модель в большей степени, чем другие модели гражданского воспитания, позволяет объединить многие школьные предметы едиными, ценностнодеятельными основаниями. Приобретенные гражданские знания помогут правильно сориентировать молодежь в разных жизненных ситуациях, развить умения грамотно использовать полученные знания для выполнения профессиональных и общегражданских обязанностей, для защиты своих прав. Т.Н.Османкина обосновала интересное направление значение национальной идеи как ценностно-смысловой основы гражданского образования, выступающей связующим звеном между системой базовых ценностей и идеологией (132). Практическая значимость данного исследования состоит в том, что предложен вариант взаимодействия школы с учреждениями формирования гражданственности учащейся молодежи. В.И.Власова (46) рассматривает систему работы учителя по воспитанию в учащихся гражданско-ориентированного мировоззрения, черт характера и поведения в школе этнокультуры. Настоящий гражданин эго не только человек, носитель собственной национальной культуры, но и понимающий и уважающий культуру других народов, умеющий уважать 25 достоинство человека другой национальности. Поэтому при формировании гражданственности не может остаться без внимания воспитание поликультурности («многообразие культур» и необходимость диалога культур). Необходимость диалога культур приобретает особое звучание и в связи с особенностями современной геополитики, когда, с одной стороны, усиливается тенденция к глобализации мировых общественных процессов, с другой стороны, набирает мощь национализм, порождаемый на религиозной основе. Все это проецируется и на ситуацию в нашей многонациональной стране, поэтому воспитание культуры межнационального общения является одной из задач гражданского воспитания. Если поликультурность рассматривается Л.И.Аманбаевой (9) как фактор развития гражданственности, А.С.Гаязовым (59) как приоритетный политико-правовой аспект гражданского воспитания, то в концепции А.В.Беляева (29) это идеи воспитания личности в единстве двух сторон культуры гражданского достоинства и культуры социальной полезности, приоритетности интересов личности перед интересами общества и государства. Можно считать, что на данном этапе развития общества гражданская культура формируется свободно избранной деятельностью отдельных личностей и групп. Иными словами, использование своих прав ведет к тому, что каждый берет на себя ответственность за свою жизнь, принимает собственные решения о том, где работать, какой деятельностью заниматься, где жить, вступать ли в политическую партию, что читать и т.д. Таким образом, в данном случае мы наблюдаем личные решения, которые затрагивают и политические. Обратим внимание на позицию Н.С.Белобородовой (27), которая выделение поликультурности в качестве самостоятельного фактора развития гражданственности обосновывает не только её важным общественным значением, но и необходимостью специального, воспитательного (в основном технологического) акцента в её разрешении. Осознание |