29 ляется наличие у личности гражданской позиции. Ядром понятия «граж данская позиция» является гражданское сознание личности, которое, органическшсочетаясь с нравственными чувствами, выражается в поступках, в ак ти в ной деятельности, направленной на утверждение передовых взглядов. М ы рассматриваем гражданина как участника политической и правовой ж изн и общества, акцентируя внимание на его социальной роли как избирателя. Гражданственность находится в тесной связи с духовной культурой. Есть смысл согласиться с мнением А.Ф.Никитина, который считает о сн овным звеном духовной культуры нравственную культуру. Это сложное п си хи ческое образование характеризуется тесным единством широких этических знаний, нравственных убеждений, чувств, потребности жить в соответствии с общечеловеческими моральными нормами, помогать людям, нести им добро (136, с. 34). Как видно, в данном подходе духовность высшее проявление культуры и гражданственности. Напомним, гражданственность в моральноэтическом аспекте понимается как уровень нравственной культуры общества. Гражданская ответственность включает в себя осознание прав и обязанностей, внутреннюю готовность соотносить их с требованиями общества. Объективными показателями ответственности являются взаимопомощь, у м ение мобилизовать себя и других па выполнение гражданско-правовых норм, критика нарушений свободы человека. Гражданская ответственность вы ражается в чувстве гражданского долга. В неразрывной связи с понятием долга находится понятие гражданской чести и достоинства. Формирование культуры общения, поведения всегда протекает в границах общественноисторического процесса, подчиняясь тем же историческим закономерностям, что и становление человеческой культуры в целом. Особенность гражданственности состоит в том, что все эти компоненты взаимосвязаны друг с другом, поэтому мы рассматриваем их в органическом единстве, т.к. знания, расширяя гражданское сознание человека, формируют позитивное отноше |
30 является наличие у личности гражданской позиции. Забегая немного вперед, скажем, что ядром понятия «гражданская позиция» является гражданское сознание личности, которое, органически сочетаясь с нравственными чувствами, выражается в поступке, в активной деятельности, направленной на утверждение передовых взглядов, идеалов. Мы рассматриваем гражданина как участника политической и правовой жизни общества, акцентируя внимание на его социальной роли как избирателя. Еще раз констатируем, что гражданственность находится в тесной связи с духовной культурой. Есть смысл согласиться с мнением А.Ф.Никитина, который справедливо считает основным звеном духовной культуры нравственную культуру. Это сложное психическое образование характеризуется тесным единством широких этических знаний, нравственных убеждений, чувств, потребности жить в соответствии с общечеловеческими моральными нормами, помогать людям, нести им добро (123, с. 34). Как видно, в данном подходе духовность высшее проявление культуры и гражданственности. Напомним, гражданственность в моральноэтическом аспекте понимается как уровень нравственной культуры общества. Гражданская ответственность включает в себя осознание прав и обязанностей, внутреннюю готовность соотносить их с требованиями общества. Объективными показателями ответственности являются взаимопомощь, умение мобилизовать себя и других на выполнение гражданско-правовых норм, критика нарушений свободы человека. Гражданская ответственность выражается в чувстве гражданского долга. В неразрывной связи с понятием долга находится понятие гражданской чести и достоинства. Формирование культуры общения, поведения всегда протекает в границах общественно-исторического процесса, подчиняясь тем же историческим закономерностям, что и становление человеческой культуры в целом. Особенность гражданственности состоит в том, что все эти компоненты взаимосвязаны друг с другом, поэтому мы рассматриваем их в 31 органическом единстве, т.к. знания, расширяя гражданское сознание человека, формируют позитивное отношение к окружающей действительности, которое выражается в гражданской деятельности. Для полноты общего взгляда на рассматриваемую проблему считаем дополнить исследование понятием «гражданская деятельность», введенным А.С.Гаязовым (59). Гражданская деятельность личностно значима, в чем заключается ее положительное влияние на воспитание личности. Кроме того, в процессе гражданской деятельности у личности появляются общественно значимые, личные цели и начинается поиск адекватных социально оправданных форм и характера ее действий. Способами гражданского участия как свободного действия являются школьное самоуправление, акции и др. Образовательные учреждения всех типов как общеобразовательные, так и профессиональные обладают широкими возможностями в организации гражданской деятельности. В их числе как традиционные, так и инновационные формы и методы. К примеру, в воспитательной работе школ был накоплен определенный опыт использования педагогически обоснованных форм работы по воспитанию гражданственности школьника (политинформации, митинги, лекции о международном положении, защита рефератов по общественно-политическим темам, диспуты, встречи, уроки мужества, военно-спортивные игры «Орленок» и «Зарница», операция «Забота», спортивно-милицейская игра «Щит и меч» и т.д.). В числе специфических форм работы пионерской и комсомольской организаций: ленинский зачет, ленинские уроки, лагеря дружбы, педагогические отряды, фонды экономии и бережливости, общественные смотры знаний, политические клубы, пионерские кинофестивали, лектории по интернациональному воспитанию. Анализ литературы и опыта работы школ, комсомольских и пионерских организаций позволяет сделать вывод, что накоплен опыт использования 78 гражданского воспитания в отечественной и зарубежной педагогике; рассматривается система работы учителя по воспитанию у студентов гражданско-ориентированного мировоззрения, черт характера и поведения в школе этнокультуры. Таким образом, указанные аспекты в образовательном пространстве встречаются самостоятельно, в виде компонентов, но, в то же время, могут встречаться и ь комплексе. Как видно, в данном подходе духовность высшее проявление культуры и гражданственности. Гражданская ответственность выражается в чувстве гражданского долга. В неразрывной связи с понятием долга находится понятие гражданской чести и достоинства. В их числе как традиционные, так и инновационные формы и методы. В понимании сущности и содержания жизненной позиции в научной литературе в настоящее время нет единого подхода. В данном случае можно анализировать жизнедеятельность личности как реального участника социальных отношений и деятельности в структуре совокупного субъекта общественной жизни. Проблема усвоения личностью общественной и профессионально значимой теории связана с конкретными социальными и социально-психологическими условиями, факторами и механизмами, способствующими трансформации теории в концепцию жизни, в духовный потенциал активности личности. Особенно ярко убежденность проявляется в направленности жизненных целей и идеалов человека убежденность в истинности познанного (как общего знания, так и профессионального). В процессе реализации названных поведенческих линий знания и базирующихся на них взглядов, убеждения и умения индивида, конкретизируясь в потребностях, ценностных ориентациях, социальных установках человека, закрепляются в его сознании и поведении как сложная структура социальных, личностных качеств. Проблема взаимосвязи практического и духовного, внутреннего и внешнего планов активности жизненной позиции является одной из |