го» естествознания медицину отличает то, что она работает не с «веществом», «полем» или «информацией», а с человеком, знание о котором не ограничивается естествознанием, а во многом определяется социальнокультурными измерениями. Само слово «медицина», образованное от латинского «medicina», свидетельствует о ее двойственной природе. Так, близкое к «medicina» слово «medicare» имеет два значения лечить и отравлять, a «medicamen» медикамент и яд, волшебство. Корень слова «медицина» индоевропейское «med» означает «средина», «мера». Смысл этих слов в зависимости от временных особенностей культуры связан и с нахождением средства (меры) исцеления, и с оценкой исцеления как действия между чудом и знанием, и с «срединным» местом медицины между естествознанием и социально-гуманитарным знанием [342]. Рефлексия такого «срединного» понятия позволяет определить медицину как социальное естествознание. Социальная составляющая медицины определяет необходимость изучения всей системы отношений между врачом и пациентом в диапазоне от традиционной заботы о психическом состоянии больного до принципов этического и законодательного регулирования врачебной деятельности. В XX веке медицинская деятельность регламентировалась двумя формами социального регулирования моралью и правом. Принципиальное отличие этих двух подходов заключается в том, что правовое регулирование реализуется через нормативные акты, в то время как моральное осуществляется на уровне индивидуального нравственного сознания и общественного мнения. «Интерес собственно нравственный, писал В. Соловьев, относится непосредственно не к внешней реализации добра, а к его внутреннему существованию в сердце человеческом» [348]. Такая локализация нравственных требований предполагает свободное и добровольное их исполнение, напротив, требования правовые допускают как прямое, таки косвенное принуждение. 200 |
1.2. Типологизация и моделирование взаимоотношений «врач-пациент» Современная медицина — это уникальная форма синтезирования достижений фундаментальных и прикладных отраслей естествознания. Но от «чистого» естествознания медицину отличает то, что она работает не с «веществом», «полем» или «информацией», а с человеком, знание о котором не ограничивается естествознанием, а во многом определяет социально-культурное измерение. Само слово «медицина», имеющее своим основанием латинское «medi-cina», свидетельствует о ее двойственной природе. Так, близкое к «medicina» слово «medicare» имеет два значения — лечить и отравлять, а «medicamen» — медикамент и яд, волшебство. Корень слова «медицина» — индоевропейское «med» — означает «середина», «мера». Смысл этих слов в зависимости от временных особенностей культуры связан и с нахождением средства (меры) исцеления, и с оценкой исцеления как действия между чудом и знанием, и с «срединным» местом медицины между естествознанием и социальногуманитарным знанием42. Рефлексия такого «срединного» понятия позволяет определить медицину как социальное естествознание. Социальная составляющая медицины определяет необходимость изучения всей системы отношений между врачом и пациентом в диапазоне от традиционной заботы о психическом состоянии больного до принципов этического и законодательного регулирования врачебной деятельности. В XX веке медицинская деятельность регламентируется двумя формами социального регулирования — моралью и правом. Принципиальное отличие этих двух подходов заключается в том, что правовое регулирование реализуется через нормативные акты, в то время как моральное осуществляется на уровне индивидуального нравственного 42 Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. М., 2001. 39 сознания и общественного мнения. «Интерес собственно нравственный, — писал В. Соловьев, — относится непосредственно не к внешней реализации добра, а к его внутреннему существованию в сердце человеческом»43. Такая локализация нравственных требований предполагает свободное и добровольное их исполнение, напротив, требования правовые допускают как прямое, так и косвенное принуждение. Принудительный характер права сохраняется, несмотря на то, что в современной культуре произошли серьезные изменения судебно-правовой системы в сторону роста влияния охранительного правосудия, в рамках которого права и свободы личности признаются ценностями, охрана которых становится приоритетной задачей современных правовых государств. В предельно формализованном праве сохраняется минимум морали, имеется тенденция к вытеснению морали правом. Врач в определенных ситуациях оказывается перед выбором, поступать по закону, придерживаясь концепции автономии личности, или по совести, облегчая страдания, заботясь о благе пациента, самостоятельно определяя, в чем состоит это благо. Если врач не ограничивается в своей деятельности механическим исполнением законов, но стремится к выполнению своего долга добровольно и осмысленно, то освоение реальности морально-этического знания означает для него решение одной из задач совершенствования в профессионализме. Современные исследования свидетельствуют, что «индивиды и культуры не очень глубоко различаются в отношении того, что они считают конечными этическими ценностями»44. К непреходящим 43 Соловьев В. Оправдание добра. Соч. в 2-х томах. М., 1988. Т.1. С. 448-449. 44 Кулюткин Ю.Н., Сухобская Т.С. Личность. Внутренний мир и самореализация. СПб., 1996. 40 |