Проверяемый текст
Власова, Марина Васильевна. Реформа здравоохранения в России: микроинституциальный аспект (Диссертация 2004)
[стр. 202]

Принудительный характер права сохраняется, несмотря на то, что в современной культуре произошли серьезные изменения судебно-правовой системы в сторону роста влияния охранительного правосудия, в рамках которого права и свободы личности признаются ценностями, охрана которых становится приоритетной задачей современных правовых государств.
В предельно формализованном праве сохраняется минимум морали, имеется тенденция к вытеснению морали правом.
Врач в определенных ситуациях оказывается перед выбором, поступать по закону, придерживаясь концепции автономии личности, или по совести, облегчая страдания, заботясь о благе пациента, самостоятельно определяя, в чем состоит это благо.
Если врач не ограничивается в своей деятельности механическим исполнением законов, но стремится к выполнению
долга добровольно и осмысленно, то принятие реальности морально-этического знания означает для него решение одной из задач совершенствования в профессионализме.
Современные исследования свидетельствуют, что «индивиды и культуры не очень глубоко различаются в отношении того, что они считают конечными этическими ценностями»
[224].
К непреходящим этическим ценностям относятся милосердие, забота, сочувствие, спасение жизни.
Вместе с тем, именно они являются центральными и определяющими для профессиональной врачебной или медицинской морали.
Независимо от того, на каком континенте работает врач или в какой стране живет пациент, несмотря на существующие временные и пространственные границы, вопреки культурнонациональным различиям между людьми, ценности жизни и милосердия принимаются практически всеми врачами и пациентами.
Таким образом, к принципиальным особенностям профессиональной врачебной морали относится ее универсальный или всеобщий характер.
Врачебную мораль можно определить как систему обязательств, которую принимает и исполняет врач, оказывая помощь больному человеку.
Но каково отличие системы обязательств в профессиональной врачебной морали от любой другой системы моральных обязательств, в том числе и профессиональной?
201
[стр. 40]

сознания и общественного мнения.
«Интерес собственно нравственный, — писал В.
Соловьев, — относится непосредственно не к внешней реализации добра, а к его внутреннему существованию в сердце человеческом»43.
Такая локализация нравственных требований предполагает свободное и добровольное их исполнение, напротив, требования правовые допускают как прямое, так и косвенное принуждение.
Принудительный характер права сохраняется, несмотря на то, что в современной культуре произошли серьезные изменения судебно-правовой системы в сторону роста влияния охранительного правосудия, в рамках которого права и свободы личности признаются ценностями, охрана которых становится приоритетной задачей современных правовых государств.
В предельно формализованном праве сохраняется минимум морали, имеется тенденция к вытеснению морали правом.
Врач в определенных ситуациях оказывается перед выбором, поступать по закону, придерживаясь концепции автономии личности, или по совести, облегчая страдания, заботясь о благе пациента, самостоятельно определяя, в чем состоит это благо.
Если врач не ограничивается в своей деятельности механическим исполнением законов, но стремится к выполнению
своего долга добровольно и осмысленно, то освоение реальности морально-этического знания означает для него решение одной из задач совершенствования в профессионализме.
Современные исследования свидетельствуют, что «индивиды и культуры не очень глубоко различаются в отношении того, что они считают конечными этическими ценностями»44.

К непреходящим 43 Соловьев В.
Оправдание добра.
Соч.
в 2-х томах.
М., 1988.
Т.1.
С.
448-449.
44 Кулюткин Ю.Н., Сухобская Т.С.
Личность.
Внутренний мир и самореализация.
СПб., 1996.
40

[стр.,41]

;>ОССИЙСКАЯ IГ° SYf^РСТВЕЛИАЯL БИБЛИОТЕКА I этическим ценностям относятся: милосердие, забота, сочувствие, спасение жизни.
Вместе с тем, именно они являются центральными и определяющими для профессиональной врачебной или медицинской морали.
Независимо от того, на каком континенте работает врач или в какой стране живет пациент, несмотря на существующие временные и пространственные границы, вопреки культурно-национальным различиям между людьми, ценности жизни и милосердия принимаются практически всеми врачами и пациентами.
Таким образом, к принципиальным особенностям профессиональной врачебной морали относится ее универсальный или всеобщий характер.
Врачебную мораль можно определить как систему обязательств, которую принимает и исполняет врач, оказывая помощь боль ному человеку.
Но каково отличие системы обязательств в профессиональной врачебной морали от любой другой системы моральных обязательств, в том числе и профессиональной?
Возникновение той или иной формы профессиональной морали является результатом взаимодействия определенных форм реальной практической деятельности и ее идеальных регуляторов.
Различие форм практической деятельности определяет различие форм прикладного этического знания.
Своеобразие прикладного этического знания заключается в том, что идеальные регуляторы той или иной профессиональной деятельности практически всегда содержат определенное отступление от общепринятых моральных представлений.
Это отступление имеет форму или повышенного значения того или иного морального принципа (например, «долг» в юридической этике), или форму снижения порога требовательности (на пример, правило этики торгового бизнеса — «покупатель всегда прав»)45.
Профессиональная этика, как правило, оправдывает тот или иной вид «отклоняющегося поведения».
Мера и формы этого «отклонения» определяются особенностями 45 Сурия Пракаш Синха.
Юриспруденция.
Философия права.
М., 1996.
С.
87.
41

[Back]