Проверяемый текст
Власова, Марина Васильевна. Реформа здравоохранения в России: микроинституциальный аспект (Диссертация 2004)
[стр. 203]

Возникновение той или иной формы профессиональной морали является результатом взаимодействия определенных форм реальной практической деятельности и ее идеальных регуляторов.
Различие форм практической деятельности определяет различие форм прикладного этического знания.
Своеобразие прикладного этического знания заключается в том, что идеальные регуляторы той или иной профессиональной деятельности практически всегда содержат определенное отступление от общепринятых моральных представлений.
Это отступление имеет форму или повышенного значения того или иного морального принципа (например, «долг» в юридической этике), или форму снижения порога требовательности (например, правило этики торгового бизнеса — «покупатель всегда прав»)
[360].
Профессиональная этика, как правило, оправдывает тот или иной вид «отклоняющегося поведения».
Мера и формы этого «отклонения» определяются особенностями
профессиональной деятельности.
Принципы профессиональной врачебной деятельности, сформулированные Гиппократом, действительно «отклонялись» от влиятельных в античной культуре натуралистическо-гедонистических ориентации, которые были направлены на культивирование естественных свойств и индивидуалистических потребностей человека.
«Отклонение» в нравственном поведении врача от реальной практики человеческих отношений Гиппократ видел прежде всего в том, что оно должно быть ориентировано не на личное индивидуальное благо врача и поиск путей его достижения,
а на достижение максимального излечения от недуга обратившегося больного.
Поведение врача и с точки зрения его внутренних сущностных устремлений, и с точки зрения его внешних поступков должно мотивироваться интересами и благом пациента.
«В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного», — писал Гиппократ
[106].
Внимательное отношение врача к больному и здоровому человеку, изначально ориентированное на заботу, помощь, поддержку, безусловно, является основной чертой врачебного профессионализма.
Гиппократ справедливо отмечал
прямую зависимость между человеко202
[стр. 41]

;>ОССИЙСКАЯ IГ° SYf^РСТВЕЛИАЯL БИБЛИОТЕКА I этическим ценностям относятся: милосердие, забота, сочувствие, спасение жизни.
Вместе с тем, именно они являются центральными и определяющими для профессиональной врачебной или медицинской морали.
Независимо от того, на каком континенте работает врач или в какой стране живет пациент, несмотря на существующие временные и пространственные границы, вопреки культурно-национальным различиям между людьми, ценности жизни и милосердия принимаются практически всеми врачами и пациентами.
Таким образом, к принципиальным особенностям профессиональной врачебной морали относится ее универсальный или всеобщий характер.
Врачебную мораль можно определить как систему обязательств, которую принимает и исполняет врач, оказывая помощь боль ному человеку.
Но каково отличие системы обязательств в профессиональной врачебной морали от любой другой системы моральных обязательств, в том числе и профессиональной? Возникновение той или иной формы профессиональной морали является результатом взаимодействия определенных форм реальной практической деятельности и ее идеальных регуляторов.
Различие форм практической деятельности определяет различие форм прикладного этического знания.
Своеобразие прикладного этического знания заключается в том, что идеальные регуляторы той или иной профессиональной деятельности практически всегда содержат определенное отступление от общепринятых моральных представлений.
Это отступление имеет форму или повышенного значения того или иного морального принципа (например, «долг» в юридической этике), или форму снижения порога требовательности (на пример, правило этики торгового бизнеса — «покупатель всегда прав»)45.

Профессиональная этика, как правило, оправдывает тот или иной вид «отклоняющегося поведения».
Мера и формы этого «отклонения» определяются особенностями
45 Сурия Пракаш Синха.
Юриспруденция.
Философия права.
М., 1996.
С.
87.
41

[стр.,42]

профессиональной деятельности.
Принципы профессиональной врачебной деятельности, сформулированные Гиппократом, действительно «отклонялись» от влиятельных в античной культуре натуралистическогедонистических ориентации, которые были направлены на культивирование естественных свойств и индивидуалистических потребностей человека.
«Отклонение» в нравственном поведении врача от реальной практики человеческих отношений Гиппократ видел прежде всего в том, что оно должно быть ориентировано не на личное индивидуальное благо врача и поиск путей его достижения.

Поведение врача и с точки зрения его внутренних сущностных устремлений, и с точки зрения его внешних поступков должно мотивироваться интересами и благом пациента.
«В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного», — писал Гиппократ46.

Практическое отношение врача к больному и здоровому человеку, изначально ориентированное на заботу, помощь, поддержку, безусловно, является основной чертой врачебного профессионализма.
Гиппократ справедливо отмечал
непосредственную зависимость между человеколюбием и результативностью профессиональной деятельности врача.
Человеколюбие не только является основополагающим критерием выбора профессии, но и непосредственно влияет на успех врачебной деятельности, в значительной степе ни определяя меру врачебного искусства.
«Где любовь к людям, — писал Гиппократ, — там и любовь к своему искусству»47.
В этом контексте умение подчинить себя интересам больного, милосердие и самоотверженность следует рассматривать не только и не просто как заслуживающие уважения свойства личности врача, а свидетельство его профессионализма.
В процессе исторического развития происходило разрушение тесной 46 Гиппократ.
Избранные книги.
М., 1936.
С.
87-88.
47 Гиппократ.
Избранные книги.
М., 1936.
С.
121.
42

[стр.,48]

врачевания Гиппократа (460— 377 гг.
до и.
э.), изложенные им в «Клятве», а также в книгах «О законе», «О врачах» и др.
В его модели взаимодействия врач-больной властная составляющая снижается в силу типа общественных отношений (гражданское равенство), а мистическая в силу характера общественного сознания (античный рационализм), свойственных греческому полису.
Она заменяется нормативной кодификацией и публичной легитимизацией ценностей морального сознания врача, призванных обеспечить отношения социального доверия в процессе лечения.
Такая модель социального взаимодействия может быть названа морально-рационалистической, и она меняет вектор манипуляции с бессознательного к сверхсознанию.
Степень патернализма снижается и из «властного» он становится «моральным», при котором экономическое подкрепление дополняется моральным одобрением.
Это связано с развитием индивидуалистических ценностей и товарно-денежных отношений.
Практическое отношение врача к больному и здоровому человеку, изначально ориентированное на заботу, помощь, поддержку, безусловно, является основной чертой профессионального врачебного этоса.
То, что впоследствии в христианской морали станет идеальной нормой отношения человека к человеку — «люби ближнего своего, как самого себя», «любите врагов ваших» (Мф.5,44) — в профессиональной врачебной этике является реальным критерием и для выбора профессии, и для определения меры врачебного искусства.
Нормы и принципы поведения врача, определенные Гиппократом, являются не только отражением специфических отношений в конкретноисторической эпохе.
Они наполнены содержанием, обусловленным целями и задачами врачевания, независимо от места и времени их реализации.
В силу этого, несколько изменяясь, они работают и сегодня, приобретая в том или ином этическом документе, будь то «Декларация», «Присяга» и 48

[Back]