прежде всего, о своем противостоянии традиционному морально-этическому сознанию. Традиционное морально-этическое сознание представлено в доктринах иудаизма, конфуцианства, этических воззрениях Гераклита, Сократа, Платона. Для этого типа этических теорий опорой и основанием решения морально-нравственных проблем является идеальная самодостаточная реальность, не сводимая ни к человеческой природе, ни к практическому расчету, ни к экономической выгоде, ни к социальной целесообразности, но задающая направление и смысл не только нравственному поведению, но и человеческому существованию в целом [170]. Особое значение при формировании морально-этического осознания врачебной деятельности имела христианская этика. Христианская нравственная доктрина существовала и существует как многовековая традиция религиозно-этического толкования Откровения. «Ключом» к христианской этике можно рассматривать слова, с которых Августин Блаженный начинает свою «Исповедь»: «...Не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе»[8]. В христианстве «мера» моральности дана или открыта каждому человеку в Библейском Откровении и в «нравственном законе внутри нас». Для Канта, например, этим внутренним законом, то есть высшей нравственной ценностью, является долг, подчинение которому и составляет собственно моральный поступок. Благодаря Канту, слово деонтология («деон» долг, «логос» закон, учение) становится синонимом нравственной философии [177]. Влияние Канта в современном католицизме и протестантской этике велико. «Нравственный закон внутри нас» становится определяющим «антропным» основанием для осуществления медицинской деятельности, прежде всего, «этикой ответственности» врача, исследователя перед человеком и за человека и понимается как определяющий ориентир в профессиональной деятельности [518]. Православие, являясь исторически и логически первым христианским вероучением, сформировало традицию онтологического понимания нравст204 |
отвращения к своему пациенту... Создать новую ответственность, ответственность врача, для всех случаев, где высший интерес к жизни, восходящей жизни, требует беспощадного подавления и устранения вырождающейся жизни — например, для права на зачатие, для права быть рожденным, для права жить... Не в наших руках воспрепятствовать нашему рождению: но эту ошибку — ибо порою это ошибка — мы можем исправить. Если уничтожаешь себя, то делаешь достойное величайшего уважения дело: этим почти заслуживаешь жить.... Общество, что я говорю — сама жизнь имеет от этого большую выгоду, чем от какой-нибудь «жизни» в отречении, бледной немочи и другой добродетели...»50. Натуралистическо-прагматическое сознание неслучайно получило обоснование в философии Ф. Ницше и характеристику — имморализм (лат. im (не) + moralis (нравственный), свидетельствуя, прежде всего, о своем противостоянии традиционному морально-этическому сознанию. Традиционное морально-этическое сознание представлено в доктринах иудаизма, конфуцианства, этических воззрениях Гераклита, Сократа, Платона. Для этого типа этических теорий опорой и основанием решения морально-нравственных проблем является идеальная самодостаточная реальность, не сводимая ни к человеческой природе, ни к практическому расчету, ни к экономической выгоде, ни к социальной целесообразности, но задающая направление и смысл не только нравственному поведению, но и человеческому существованию в целом51. Особое значение при формировании морально-этического осознания врачебной деятельности имела христианская этика. Христианская нравственная доктрина существовала и существует как многовековая традиция религиозно-этического толкования Откровения. «Ключом» к христианской этике можно рассматривать слова, с которых Августин Блаженный начинает свою «Исповедь»: «...Не знает покоя сердце наше, 50 Ницше Ф. Сумерки кумиров. Соч. в 2-х томах. М.,1990. Т. 2. С. 611-612. 51 Каган М.С. Философская теория ценностей. СПб., 1997. 44 пока не успокоится в Тебе»52. В христианстве «мера» моральности дана или открыта каждому человеку в Библейском Откровении и в «нравственном законе внутри нас». Для Канта, например, этим внутренним законом, то есть высшей нравственной ценностью, является долг, подчинение которому и составляет собственно моральный поступок. Благодаря Канту, слово деонтология («деон» — долг, «логос» — закон, учение) становится синонимом нравственной философии53. Влияние Канта в современном католицизме и протестантизме этике велико. «Нравственный закон внутри нас» становится определяющим «антропным» основанием для осуществления медицинской деятельности, прежде всего, «этикой ответственности» врача, исследователя перед человеком и за человека и понимается как определяющий ориентир в профессиональной деятельности54. Православие, являясь исторически и логически первым христианским вероучением, сформировало традицию онтологического понимания нравственности, т. е. глубинной включенности нравственности в единое и целостное «устроение мира». Именно поэтому в православной нравственной философии моральные ценности и первая из них любовь к Богу и ближнему не только желательная норма поведения. Это норма или принцип бытия, или закон «устроения мира», без соблюдения которого распадается «связь времен» и смыслов, одним из звеньев которой является смысл человеческой жизни. Смысл человеческой жизни в христианской этике непосредственно связан со служением ближнему и «деланием добра». В связи с этим врачевание как социальная практика — одна из уникальных человеческих профессий, смысл и назначение которой максимально совпадает с «деланием добра», с христианскими ценностями 52 Августин Аврелий. Исповедь. М.: Renaissance. 1991. С. 53. 53 Кант И. Основы метафизики нравственности. Соч. в 6-ти томах. М., 1965. 54 Low Reinhard. Antropologische Grundlagen einer christlischen Bioethik. In: Bioethik. Philosophisch-Teologische Beitrage zu einem brisanten Thema. Koln,1990, s. 24. 45 |