Проверяемый текст
Власова, Марина Васильевна. Реформа здравоохранения в России: микроинституциальный аспект (Диссертация 2004)
[стр. 206]

венности, т.
е.
глубинной включенности нравственности в единое и целостное «устроение мира».
Именно поэтому в православной нравственной философии моральные ценности и первая из них любовь к Богу и ближнему не только желательная норма поведения,
но и норма или принцип бытия, или закон «устроения мира», без соблюдения которого распадается «связь времен» и смыслов, одним из звеньев которой является смысл человеческой жизни.
Смысл человеческой жизни в христианской этике непосредственно связан со служением ближнему и «деланием добра».
В связи с этим врачевание как социальная практика — одна из уникальных человеческих профессий, смысл и назначение которой максимально совпадает с «деланием добра», с христианскими ценностями
милосердия, человеколюбия и спасения жизни [305].
Не случайно первая модель социального института здравоохранения как деятельного проявления милосердия и человеколюбия была реализована в христианских монастырях.
Верующий медик должен понимать, что человек, нуждающийся в помощи, ждет от него не только соответствующего лечения, но и духовной поддержки.
Взаимоотношения врача и пациента должны
строиться на уважении целостности, свободы выбора и достоинства личности.
Приветствуется развитие диалога между врачом и пациентом.
Такой подход укоренен в христианской традиции, хотя существует тенденция
низведения его на уровень договорных отношений.
Вместе с тем следует отметить, что более традиционная патерналистская модель отношений врача и пациента, критикуемая за многочисленные попытки оправдания врачебного произвола, может являть и подлинно
отеческий подход к больному, что определяется нравственным обликом врача.
Признавая возможные благие последствия того факта, что медицина становится все более прогностической и профилактической,
приветствуя целостное восприятие здоровья и болезни, церковь предостерегает от попыток абсолютизации любых медицинских и правовых теорий, напоминая о важности сохранения духовных приоритетов в человеческой жизни, так как телесное здоровье не самодостаточно, поскольку является лишь одной из сторон человеческого бытия [295].
205
[стр. 45]

пока не успокоится в Тебе»52.
В христианстве «мера» моральности дана или открыта каждому человеку в Библейском Откровении и в «нравственном законе внутри нас».
Для Канта, например, этим внутренним законом, то есть высшей нравственной ценностью, является долг, подчинение которому и составляет собственно моральный поступок.
Благодаря Канту, слово деонтология («деон» — долг, «логос» — закон, учение) становится синонимом нравственной философии53.
Влияние Канта в современном католицизме и протестантизме этике велико.
«Нравственный закон внутри нас» становится определяющим «антропным» основанием для осуществления медицинской деятельности, прежде всего, «этикой ответственности» врача, исследователя перед человеком и за человека и понимается как определяющий ориентир в профессиональной деятельности54.
Православие, являясь исторически и логически первым христианским вероучением, сформировало традицию онтологического понимания нравственности, т.
е.
глубинной включенности нравственности в единое и целостное «устроение мира».
Именно поэтому в православной нравственной философии моральные ценности и первая из них любовь к Богу и ближнему не только желательная норма поведения.

Это норма или принцип бытия, или закон «устроения мира», без соблюдения которого распадается «связь времен» и смыслов, одним из звеньев которой является смысл человеческой жизни.
Смысл человеческой жизни в христианской этике непосредственно связан со служением ближнему и «деланием добра».
В связи с этим врачевание как социальная практика — одна из уникальных человеческих профессий, смысл и назначение которой максимально совпадает с «деланием добра», с христианскими ценностями
52 Августин Аврелий.
Исповедь.
М.: Renaissance.
1991.
С.
53.
53 Кант И.
Основы метафизики нравственности.
Соч.
в 6-ти томах.
М., 1965.
54 Low Reinhard.
Antropologische Grundlagen einer christlischen Bioethik.
In: Bioethik.
Philosophisch-Teologische Beitrage zu einem brisanten Thema.
Koln,1990, s.
24.
45

[стр.,46]

милосердия, человеколюбия и спасения жизни55.
Не случайно первая модель социального института здравоохранения как деятельного проявления милосердия и человеколюбия была реализована в христианских монастырях.
Верующий медик должен понимать, что человек, нуждающийся в помощи, ждет от него не только соответствующего лечения, но и духовной поддержки.
Взаимоотношения врача и пациента должны
строится на уважении целостности, свободы выбора и достоинства личности.
Приветствуется развитие диалога между врачом и пациентом.
Такой подход укоренен в христианской традиции, хотя существует тенденция
низвести его на уровень договорных отношений.
Вместе с тем, следует отметить, что более традиционная патерналистская модель отношений врача и пациента, критикуемая за многочисленные попытки оправдания врачебного произвола, может являть и подлинно
отческий подход к больному, что определяется нравственным обликом врача.
Признавая возможные благие последствия того факта, что медицина становится все более прогностической и профилактической,
а также, приветствуя целостное восприятие здоровья и болезни, Церковь предостерегает от попыток абсолютизации любых медицинских и правовых теорий, напоминая о важности сохранения духовных приоритетов в человеческой жизни, так как телесное здоровье не самодостаточно, поскольку является лишь одной из сторон человеческого бытия56.
Глубоко символично красно-крестная символика международной организации медицинской помощи и милосердия, на которую уповают сегодня в каждом неблагополучном районе мира, что в который раз подтверждает слова Иоанна Златоуста: «Такова сила милосердия: оно бессмертно, нетленно и никогда не может погибнуть»57.
55 Печчеи А.
Человеческие качества.
М., 1980.
56 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви.
И Медицинское право и этика.
2001.
№ 3.
С.
77-78.
57 Избранные места из творений святого Иоанна Златоуста.
М., 1897.
С.
11.
46

[Back]