Проверяемый текст
Власова, Марина Васильевна. Реформа здравоохранения в России: микроинституциальный аспект (Диссертация 2004)
[стр. 208]

больной властная составляющая снижается в силу типа общественных отношений (гражданское равенство), а мистическая в силу характера общественного сознания (античный рационализм), свойственных греческому полису.
Позже она заменяется нормативной кодификацией и публичной легитимизацией ценностей морального сознания врача, призванных обеспечить отношения социального доверия в процессе лечения.
Такая модель социального взаимодействия может быть названа морально-рационалистической,
меняющей вектор манипуляции от бессознательного к сверхсознанию.
Степень патернализма снижается и из «властного» он становится «моральным», при котором экономическое подкрепление дополняется моральным одобрением.
Это связано с развитием индивидуалистических ценностей и товарно-денежных отношений.
Практическое отношение врача к больному и здоровому человеку, изначально ориентированное на заботу, помощь, поддержку, безусловно,
основная черта профессионального врачебного этоса.
То, что впоследствии в христианской морали
стало идеальной нормой отношения человека к человеку «люби ближнего своего, как самого себя», «любите врагов ваших» (Матф.5,44), а в профессиональной врачебной этике реальным критерием и для выбора профессии, и для определения меры врачебного искусства.
Нормы и принципы поведения врача, определенные Гиппократом,
есть не только отражение специфических отношений в конкретно-исторической эпохе.
Они наполнены содержанием, обусловленным целями и задачами врачевания, независимо от места и времени их реализации.
В силу этого, несколько изменяясь, они работают и сегодня, приобретая в том или ином этическом документе, будь то «Декларация», «Присяга» и
т.п., свой стиль, особую форму выражения [342].
Профессия врача, в отличие от других, тесно связана с человеком, его здоровьем, жизнью.
Поэтому социальным составляющим профессии является наличие
необходимых навыков общения с людьми больными и здоровыми, умение облегчить страдание пациента, завоевать его доверие [198].
Таким образом, нравственные начала не только важные дополнения во врачебной 207
[стр. 48]

врачевания Гиппократа (460— 377 гг.
до и.
э.), изложенные им в «Клятве», а также в книгах «О законе», «О врачах» и др.
В его модели взаимодействия врач-больной властная составляющая снижается в силу типа общественных отношений (гражданское равенство), а мистическая в силу характера общественного сознания (античный рационализм), свойственных греческому полису.
Она заменяется нормативной кодификацией и публичной легитимизацией ценностей морального сознания врача, призванных обеспечить отношения социального доверия в процессе лечения.
Такая модель социального взаимодействия может быть названа морально-рационалистической,
и она меняет вектор манипуляции с бессознательного к сверхсознанию.
Степень патернализма снижается и из «властного» он становится «моральным», при котором экономическое подкрепление дополняется моральным одобрением.
Это связано с развитием индивидуалистических ценностей и товарно-денежных отношений.
Практическое отношение врача к больному и здоровому человеку, изначально ориентированное на заботу, помощь, поддержку, безусловно,
является основной чертой профессионального врачебного этоса.
То, что впоследствии в христианской морали
станет идеальной нормой отношения человека к человеку — «люби ближнего своего, как самого себя», «любите врагов ваших» (Мф.5,44) — в профессиональной врачебной этике является реальным критерием и для выбора профессии, и для определения меры врачебного искусства.
Нормы и принципы поведения врача, определенные Гиппократом,
являются не только отражением специфических отношений в конкретноисторической эпохе.
Они наполнены содержанием, обусловленным целями и задачами врачевания, независимо от места и времени их реализации.
В силу этого, несколько изменяясь, они работают и сегодня, приобретая в том или ином этическом документе, будь то «Декларация», «Присяга» и
48

[стр.,49]

т.п., свой стиль, особую форму выражения61.
Профессии врача, в отличие от других, тесно связана с человеком, его здоровьем, жизнью.
Поэтому социальным составляющим профессии является наличие
навыков общения с людьми больными и здоровыми, умение облегчить страдание пациента, завоевать его доверие62.
Таким образом, нравственные начала являются не только важным дополнением во врачебной деятельности, но наряду с научно-практическим опытом, умелыми действиями по диагностике, лечению и профилактике заболеваний составляют основу профессии63.
Одна из форм понимания взаимоотношения врача и пациента сложилась в Средние века.
Выразить ее особенно четко удалось Парацельсу (1493-1541).
К.
Г.
Юнг так писал о Парацельсе: «В Парацельсе мы видим не только родоначальника в области создания химических лекарств, но также и в области эмпирического психического лечения»64.
«Модель Парацельса» — это форма врачебной этики, в рамках которой нравственное отношение с пациентом понимается как составляющая стратегии терапевтического поведения врача.
Если в гиппократовской модели медицинской этики завоевывается социальное доверие личности пациента, то «модель Парацельса» — это учет эмоционально-психических особенностей личности, признание глубины ее душевно-духовных контактов с врачом и включенности этих контактов в лечебный процесс.
В границах «модели Парацельса» формируется собственно патернализм как тип взаимосвязи врача и пациента.
Медицинская культура использует латинское понятие «pater» — «отец», распространяемое христианством не только на священника, но и на Бога.
Смысл слова «отец» в патернализме фиксирует, что «образцом» связей 61 Силуянова И.В.
Биоэтика в России: ценности и законы.
М., 2001.
62 Комаров Ф.И., Сучков А.В.
Терапевтический архив, 1981, № 5, С.
18-20.
63 Дуброва В.П.
Размышления о врачебном искусстве или социальнопсихологические факторы успешной деятельности врача.
// Медицина, 1999,№3,С.
10-11.
49

[стр.,54]

бессознательное.
Такой тип патернализма может быть назван «патернализм власти».
В эпоху становления рационалистического мышления исторически первыми нормами медицинской практики были моральные принципы врачевания Гиппократа.
В его модели взаимодействия врач-пациент властная составляющая снижается в силу типа общественных отношений (гражданское равенство), а мистическая в силу характера общественного сознания (античный рационализм), свойственных греческому полису.
Она заменяется нормативной кодификацией и публичной легитимизацией ценностей морального сознания врача, призванных обеспечить отношения
доверия в процессе лечения.
Такая модель социального взаимодействия может быть названа «морально-рационалистической»,
и она меняет вектор манипуляции с бессознательного к сверхсознанию.
Этот тип взаимоотношений может быть назван «патернализм морали».
«Модель Парацельса» это учет эмоционально-психических особенностей личности, признание глубины ее душевно-духовных контактов с врачом и включенности этих контактов в лечебный процесс.
В данном случае мы имеем дело с классическим патернализмом, основанным на «эмоционально-харизматической» модели и установке «вручения себя», когда объектом манипуляции является сверхсознание.
Врач выступает посредником в «договоре» между богом и пациентом, который изначально носит неэквивалентный характер.
Данная модель взаимоотношений может быть названа «религиозным патернализмом».
В эпоху десакрализации складывается «модель Фрейда».
Нормативные требования направлены уже не столько к врачу, сколько к пациенту и обществу, чтобы гарантировать последним соблюдение договорных отношений, которые приобретают светский характер.
Но, несмотря на десакрализацию и даже вульгаризацию социального взаимодействия врач-больной у Фрейда остается значительная доля патернализма в его «суггестивно-сексуальной модели».
Божественная 54

[Back]