деятельности, но наряду с научно-практическим опытом, умелыми действиями по диагностике, лечению и профилактике заболеваний составляют основу профессии [139]. Одна из форм понимания взаимоотношения врача и пациента сложилась в Средние века. Выразить ее особенно четко удалось Парацельсу (1493-1541). К. Г. Юнг так писал о Парацельсе: «В Парацельсе мы видим не только родоначальника в области создания химических лекарств, но также и в области эмпирического психического лечения» [202]. «Модель Парацельса» — это форма врачебной этики, в рамках которой нравственное отношение с пациентом понимается как составляющая стратегии терапевтического поведения врача. Если в гиппократовской модели медицинской этики завоевывается социальное доверие личности пациента, то «модель Парацельса» — это учет эмоционально-психических особенностей личности, признание глубины ее душевно-духовных контактов с врачом и включенности этих контактов в лечебный процесс. В границах «модели Парацельса» формируется собственно патернализм как тип взаимосвязи врача и пациента. Медицинская культура использует латинское понятие «pater» отец, распространяемое христианством не только на священника, но и на Бога. Смысл слова «отец» в патернализме фиксирует, что «образцом» связей между врачом и пациентом являются не только кровно-родственные отношения, для которых характерны положительные психоэмоциональные привязанности и социально-моральная ответственность, но и «целебность», некая «божественность» самого контакта врача и пациента. Эта «целебность» и «божественность» определена, задана добродеянием врача, направленностью его воли к благу больного. Неудивительно, что основным моральным принципом, формирующимся в границах данной модели, является принцип «делай добро», благо или «твори любовь», благодеяние, милосердие. Врачевание, как социальная практика, это организованное осуществление добра. В данном случае мы имеем дело с классическим патернализмом, основанным на установке «вручения себя», когда объектом манипуляции является сверхсознание. Врач выступает посредником в «догово208 |
т.п., свой стиль, особую форму выражения61. Профессии врача, в отличие от других, тесно связана с человеком, его здоровьем, жизнью. Поэтому социальным составляющим профессии является наличие навыков общения с людьми больными и здоровыми, умение облегчить страдание пациента, завоевать его доверие62. Таким образом, нравственные начала являются не только важным дополнением во врачебной деятельности, но наряду с научно-практическим опытом, умелыми действиями по диагностике, лечению и профилактике заболеваний составляют основу профессии63. Одна из форм понимания взаимоотношения врача и пациента сложилась в Средние века. Выразить ее особенно четко удалось Парацельсу (1493-1541). К. Г. Юнг так писал о Парацельсе: «В Парацельсе мы видим не только родоначальника в области создания химических лекарств, но также и в области эмпирического психического лечения»64. «Модель Парацельса» — это форма врачебной этики, в рамках которой нравственное отношение с пациентом понимается как составляющая стратегии терапевтического поведения врача. Если в гиппократовской модели медицинской этики завоевывается социальное доверие личности пациента, то «модель Парацельса» — это учет эмоционально-психических особенностей личности, признание глубины ее душевно-духовных контактов с врачом и включенности этих контактов в лечебный процесс. В границах «модели Парацельса» формируется собственно патернализм как тип взаимосвязи врача и пациента. Медицинская культура использует латинское понятие «pater» — «отец», распространяемое христианством не только на священника, но и на Бога. Смысл слова «отец» в патернализме фиксирует, что «образцом» связей 61 Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. М., 2001. 62 Комаров Ф.И., Сучков А.В. Терапевтический архив, 1981, № 5, С. 18-20. 63 Дуброва В.П. Размышления о врачебном искусстве или социальнопсихологические факторы успешной деятельности врача. // Медицина, 1999,№3,С. 10-11. 49 между врачом и пациентом являются не только кровнородственные отношения, для которых характерны положительные психоэмоциональные привязанности и социально-моральная ответственность, но и «целебность», некая «божественность» самого «контакта» врача и больного. Эта «целебность» и «божественность» определена, задана добродеянием врача, направленностью его воли к благу больного. Неудивительно, что основным моральным принципом, формирующимся в границах данной модели, является принцип «делай добро», благо, или «твори любовь», благодеяние, милосердие. Врачевание, как социальная практика, — это организованное осуществление добра. В данном случае мы имеем дело с классическим патернализмом, основанным на установке «вручения себя», когда объектом манипуляции является сверхсознание. Врач выступает посредником в «договоре» между богом и пациентом, который изначально носит неэквивалентный характер. Не высокий статус жреца и мистический облик колдуна, не непререкаемый моральный авторитет, а божественная харизма позволяет врачу творить благо для больного. Данная модель взаимоотношений может быть названа «религиозным патернализмом», так как между установками патернализма и религиозными установками отмечается значительное сходство, связанное с переносом ответственности из сферы личного опыта вовне.65 В конце XIX века 3. Фрейд десакрализирует патернализм, констатируя либидонозный характер взаимоотношения врача и пациента. Его понятия «трансфер» и «контртрансфер» являются средством теоретического осмысления сложного межличностного отношения между врачом и пациентом в психотерапевтической практике. С одной стороны, Фрейд констатирует «целебный» характер личной включенности врача в лечебный процесс. С другой — говорит о необходимости ее максимальной 64 Корженьянц Б. Парацельс // Мир огненный. 1994. № 5. С. 86—87. 50 бессознательное. Такой тип патернализма может быть назван «патернализм власти». В эпоху становления рационалистического мышления исторически первыми нормами медицинской практики были моральные принципы врачевания Гиппократа. В его модели взаимодействия врач-пациент властная составляющая снижается в силу типа общественных отношений (гражданское равенство), а мистическая в силу характера общественного сознания (античный рационализм), свойственных греческому полису. Она заменяется нормативной кодификацией и публичной легитимизацией ценностей морального сознания врача, призванных обеспечить отношения доверия в процессе лечения. Такая модель социального взаимодействия может быть названа «морально-рационалистической», и она меняет вектор манипуляции с бессознательного к сверхсознанию. Этот тип взаимоотношений может быть назван «патернализм морали». «Модель Парацельса» это учет эмоционально-психических особенностей личности, признание глубины ее душевно-духовных контактов с врачом и включенности этих контактов в лечебный процесс. В данном случае мы имеем дело с классическим патернализмом, основанным на «эмоционально-харизматической» модели и установке «вручения себя», когда объектом манипуляции является сверхсознание. Врач выступает посредником в «договоре» между богом и пациентом, который изначально носит неэквивалентный характер. Данная модель взаимоотношений может быть названа «религиозным патернализмом». В эпоху десакрализации складывается «модель Фрейда». Нормативные требования направлены уже не столько к врачу, сколько к пациенту и обществу, чтобы гарантировать последним соблюдение договорных отношений, которые приобретают светский характер. Но, несмотря на десакрализацию и даже вульгаризацию социального взаимодействия врач-больной у Фрейда остается значительная доля патернализма в его «суггестивно-сексуальной модели». Божественная 54 |