Проверяемый текст
Власова, Марина Васильевна. Реформа здравоохранения в России: микроинституциальный аспект (Диссертация 2004)
[стр. 210]

ре» между богом и пациентом, который изначально носит неэквивалентный характер.
Невысокий статус жреца и мистический облик колдуна, не непререкаемый моральный авторитет, а божественная харизма позволяет врачу творить благо для больного.
Данная модель взаимоотношений может быть названа «религиозным патернализмом»,
так как между установками патернализма и религиозными установками отмечается значительное сходство, связанное с переносом ответственности из сферы личного опыта вовне
[230].
В конце XIX века 3.
Фрейд десакрализирует патернализм, констатируя либидонозный характер взаимоотношения врача и пациента.
Его понятия «трансфер» и «контртрансфер» являются средством теоретического осмысления сложного межличностного отношения между врачом и пациентом в психотерапевтической практике.
С одной стороны, Фрейд констатирует «целебный» характер личной включенности врача в лечебный процесс.
С другойговорит о необходимости ее максимальной
деперсонализации (со стороны врача), в частности, и как средстве психоэмоциональной защиты врача, работающего, как правило, одновременно с несколькими пациентами.
Условием и средством достижения деперсонализации является этичность поведения врача.
3.
Фрейд полагал, что всякий психотерапевт, а деятельность врача любой специальности включает в себя психотерапевтическую компоненту, «должен быть безупречным, особенно в нравственном отношении»
[395].
Речь идет не только о «безупречности» как теоретически выверенной стратегии терапевтического поведения, основывающегося
на особенностях природы лечебной деятельности, на сущностных принципах человеческой жизни, но и о «безупречности» как почти механической точности соответствия поведения врача тем или иным нормативам этических требований.
Эти требования направлены уже не столько к врачу, сколько к пациенту и обществу, чтобы гарантировать последним соблюдение договорных отношений, которые приобретают светский характер.
Но
несмотря на десакрализацию и даже вульгаризацию социального взаимодействия врачбольной, у Фрейда остается значительная доля патернализма в его
«сугге209
[стр. 50]

между врачом и пациентом являются не только кровнородственные отношения, для которых характерны положительные психоэмоциональные привязанности и социально-моральная ответственность, но и «целебность», некая «божественность» самого «контакта» врача и больного.
Эта «целебность» и «божественность» определена, задана добродеянием врача, направленностью его воли к благу больного.
Неудивительно, что основным моральным принципом, формирующимся в границах данной модели, является принцип «делай добро», благо, или «твори любовь», благодеяние, милосердие.
Врачевание, как социальная практика, — это организованное осуществление добра.
В данном случае мы имеем дело с классическим патернализмом, основанным на установке «вручения себя», когда объектом манипуляции является сверхсознание.
Врач выступает посредником в «договоре» между богом и пациентом, который изначально носит неэквивалентный характер.
Не высокий статус жреца и мистический облик колдуна, не непререкаемый моральный авторитет, а божественная харизма позволяет врачу творить благо для больного.
Данная модель взаимоотношений может быть названа «религиозным патернализмом», так как между установками патернализма и религиозными установками отмечается значительное сходство, связанное с переносом ответственности из сферы личного опыта вовне.65
В конце XIX века 3.
Фрейд десакрализирует патернализм, констатируя либидонозный характер взаимоотношения врача и пациента.
Его понятия «трансфер» и «контртрансфер» являются средством теоретического осмысления сложного межличностного отношения между врачом и пациентом в психотерапевтической практике.
С одной стороны, Фрейд констатирует «целебный» характер личной включенности врача в лечебный процесс.
С другой — говорит о необходимости ее максимальной
64 Корженьянц Б.
Парацельс // Мир огненный.
1994.
№ 5.
С.
86—87.
50

[стр.,51]

деперсонализации (со стороны врача), в частности, и как средстве психоэмоциональной защиты врача, работающего, как правило, одновременно с несколькими пациентами.
Условием и средством достижения деперсонализации является этичность поведения врача.
3.
Фрейд полагал, что всякий психотерапевт, а деятельность врача любой специальности включает в себя психотерапевтическую компоненту, «должен быть безупречным, особенно в нравственном отношении»66.

Речь идет не только о «безупречности» как теоретически выверенной стратегии терапевтического поведения, основывающегося
и на особенностях природы лечебной деятельности, и на сущностных принципах человеческой жизни, но и о «безупречности» как почти механической точности соответствия поведения врача тем или иным нормативам этических требований.
Эти требования направлены уже не столько к врачу, сколько к пациенту и обществу, чтобы гарантировать последним соблюдение договорных отношений, которые приобретают светский характер.
Но
несморя на десакрализацию и даже вульгаризацию социального взаимодействия врач-пациент у Фрейда остается значительная доля патернализма в его «суггестивно-сексуальной модели».
Божественная любовь заменяется либидо, манипуляция вновь направлена на бессознательное, но власть врача над больным сохраняется, хотя и как влияние, а не прямое подчинение.
Такая форма патернализма может быть названа «либидиозной».
В современной медицине речь идет уже не только о «помощи больному», но и о возможностях управления процессами патологии, зачатия и умирания с весьма проблематичными «физическими» и «метафизическими» (нравственными) последствиями этого для 65 Латыгин Ю.Н., Эйдельман Я.Л.
Мотивация экономической деятельности в условиях российской реформы.
М., Наука, 1996.
С.
92.
Шерток Л., Р.
де Соссюр.
Рождение психоанализа.
М.: Прогресс, 1991.
С.
54.
51

[стр.,54]

бессознательное.
Такой тип патернализма может быть назван «патернализм власти».
В эпоху становления рационалистического мышления исторически первыми нормами медицинской практики были моральные принципы врачевания Гиппократа.
В его модели взаимодействия врач-пациент властная составляющая снижается в силу типа общественных отношений (гражданское равенство), а мистическая в силу характера общественного сознания (античный рационализм), свойственных греческому полису.
Она заменяется нормативной кодификацией и публичной легитимизацией ценностей морального сознания врача, призванных обеспечить отношения доверия в процессе лечения.
Такая модель социального взаимодействия может быть названа «морально-рационалистической», и она меняет вектор манипуляции с бессознательного к сверхсознанию.
Этот тип взаимоотношений может быть назван «патернализм морали».
«Модель Парацельса» это учет эмоционально-психических особенностей личности, признание глубины ее душевно-духовных контактов с врачом и включенности этих контактов в лечебный процесс.
В данном случае мы имеем дело с классическим патернализмом, основанным на «эмоционально-харизматической» модели и установке «вручения себя», когда объектом манипуляции является сверхсознание.
Врач выступает посредником в «договоре» между богом и пациентом, который изначально носит неэквивалентный характер.
Данная модель взаимоотношений может быть названа «религиозным патернализмом».

В эпоху десакрализации складывается «модель Фрейда».
Нормативные требования направлены уже не столько к врачу, сколько к пациенту и обществу, чтобы гарантировать последним соблюдение договорных отношений, которые приобретают светский характер.
Но, несмотря на десакрализацию и даже вульгаризацию социального взаимодействия врач-больной у Фрейда остается значительная доля патернализма в его
«суггестивно-сексуальной модели».
Божественная 54

[Back]