Проверяемый текст
Власова, Марина Васильевна. Реформа здравоохранения в России: микроинституциальный аспект (Диссертация 2004)
[стр. 211]

стивно-сексуальной модели».
Божественная любовь заменяется либидо, манипуляция вновь направлена на бессознательное, но власть врача над больным сохраняется
как влияние, а не прямое подчинение.
Такая форма патернализма может быть названа «либидиозной».
В
современной медицине речь идет уже не только о «помощи больному», но и о возможностях управления процессами патологии, зачатия и умирания с весьма проблематичными «физическими» и «метафизическими» (нравственными) последствиями этого для
человеческой популяции в целом [303].
Медицина, работающая сегодня на молекулярном уровне, все более становится «прогностической».
Французский иммунолог и генетик Ж.
Доссе полагает, что прогностическая медицина «поможет сделать жизнь человека долгой, счастливой и лишенной болезней».
Но только одно «но», с точки зрения Ж.
Доссе, стоит на пути этой светлой перспективы.
Это «лицо или группа лиц, движимых жаждой власти и нередко зараженных тоталитарной идеологией»
[137].
Прогностическую медицину еще можно определить как бессубъектную, безличностную, т.е.
способную к диагностированию без субъективных показателей, жалоб
пациента.
Она способна превратиться в реальный и беспрецедентный рычаг контроля и власти, как над отдельным человеком, так и над отдельными народами, этническими группами и даже регионами
[278].
В XX веке основным моральным принципом становится принцип уважения прав и достоинства человека.
Под влиянием
данного принципа меняется решение «основного вопроса» медицинской этики — вопроса об отношении врача и пациента.
Если патернализм работал на «первичности» авторитета врача, то в настоящее время остро стоит вопрос об участии больного в принятии врачебного решения.
Это далеко не «вторичное» участие оформляется в ряд новых моделей взаимоотношения врача и пациента.
Среди них информационная, совещательная, интерпретационная, каждая из которых является своеобразной формой защиты прав
и достоинства человека
[9].
Обобщая, все эти модели можно свести к одной
«конвенционально210
[стр. 11]

характер, и на этой основе формируется базовая форма взаимоотношений врача и пациента патернализм, основанный на «властно-мистической модели» социального взаимодействия.
Для нее характерно доминирование прямого подчинения больного, а так же вручение себя, когда объектом манипуляции выступает бессознательное.
Такой тип патернализма может быть назван «патернализмом власти».
В модели Гиппократа властная составляющая заменяется нормативной кодификацией и публичной легитимизацией ценностей морального сознания врача, призванных обеспечить отношения доверия в процессе лечения.
Такая модель социального взаимодействия может быть названа «моральнорационалистической», и она меняет вектор манипуляции с бессознательного к сверх-сознанию.
Этот тип взаимоотношений может быть назван «патернализмом морали».
«Модель Парацельса» учитывает эмоционально-психические особенности личности, глубину ее душевнодуховных контактов с врачом.
В ее основе «эмоциональнохаризматическое» взаимодействие и установка «вручения себя», когда объектом манипуляции является сверхсознание.
Данная модель взаимоотношений может быть названа «религиозным патернализмом».
В эпоху десакрализации складывается «модель Фрейда», имеющая «суггестивно-сексуальный» характер.
Божественная любовь заменяется либидо, манипуляция вновь направлена на бессознательное, но власть врача над больным сохраняется,
хотя и как влияние, а не прямое подчинение.
Такая форма патернализма может быть названа «либидиозной».
В
настоящее время остро стоит вопрос об участии больного в принятии врачебного решения.

Оно оформляется в ряд новых моделей взаимодействия врача и пациента.
Среди них — информационная, совещательная, интерпретационная, каждая из которых является своеобразной формой защиты прав
человека.
Обобщая, все эти модели можно свести к одной
«конвенционально-институциализированной», основанной больше на диалоге, чем на манипуляции.
Можно выделить две 11

[стр.,51]

деперсонализации (со стороны врача), в частности, и как средстве психоэмоциональной защиты врача, работающего, как правило, одновременно с несколькими пациентами.
Условием и средством достижения деперсонализации является этичность поведения врача.
3.
Фрейд полагал, что всякий психотерапевт, а деятельность врача любой специальности включает в себя психотерапевтическую компоненту, «должен быть безупречным, особенно в нравственном отношении»66.
Речь идет не только о «безупречности» как теоретически выверенной стратегии терапевтического поведения, основывающегося и на особенностях природы лечебной деятельности, и на сущностных принципах человеческой жизни, но и о «безупречности» как почти механической точности соответствия поведения врача тем или иным нормативам этических требований.
Эти требования направлены уже не столько к врачу, сколько к пациенту и обществу, чтобы гарантировать последним соблюдение договорных отношений, которые приобретают светский характер.
Но несморя на десакрализацию и даже вульгаризацию социального взаимодействия врач-пациент у Фрейда остается значительная доля патернализма в его «суггестивно-сексуальной модели».
Божественная любовь заменяется либидо, манипуляция вновь направлена на бессознательное, но власть врача над больным сохраняется,
хотя и как влияние, а не прямое подчинение.
Такая форма патернализма может быть названа «либидиозной».
В современной медицине речь идет уже не только о «помощи больному», но и о возможностях управления процессами патологии, зачатия и умирания с весьма проблематичными «физическими» и «метафизическими» (нравственными) последствиями этого для
65 Латыгин Ю.Н., Эйдельман Я.Л.
Мотивация экономической деятельности в условиях российской реформы.
М., Наука, 1996.
С.
92.
Шерток Л., Р.
де Соссюр.
Рождение психоанализа.
М.: Прогресс, 1991.
С.
54.
51

[стр.,52]

человеческой популяции в целом67.
Медицина, работающая сегодня на молекулярном уровне, все более становится «прогностической».
Французский иммунолог и генетик Ж.
Доссе полагает, что прогностическая медицина «поможет сделать жизнь чело века долгой, счастливой и лишенной болезней».
Но только одно «но», с точки зрения Ж.
Доссе, стоит на пути этой светлой перспективы.
Это — «лицо или группа лиц, движимых жаждой власти и нередко зараженных тоталитарной идеологией»68.

Прогностическую медицину еще можно определить как бессубъектную, безличностную, т.
е.
способную к диагностированию без субъективных показателей, жалоб
и т.
п.
пациента.
Она способна превратиться в реальный и беспрецедентный рычаг контроля и власти как над отдельным человеком, так и над отдельными народами, этническими группами и даже регионами69.

В XX веке основным моральным принципом становится принцип уважения прав и достоинства человека.
Под влиянием
этого принципа меняется решение «основного вопроса» медицинской этики — вопроса об отношении врача и пациента.
Если патернализм работал на «первичности» авторитета врача, то в настоящее время остро стоит вопрос об участии больного в принятии врачебного решения.
Это далеко не «вторичное» участие оформляется в ряд новых моделей взаимоотношения врача и пациента.
Среди них — информационная, совещательная, интерпретационная, каждая из которых является своеобразной формой защиты прав и достоинства человека70.

Обобщая, все эти модели можно свести к одной
«конвенциально-институциализированной», основанной больше на диалоге, чем на манипуляции, обращенной к 67 Персианинов Л.
С.
Деонтология в акушерстве и гинекологии // Проблемы меди цинской деонтологии.
М., 1977.
С.
81.
68 Доссе Ж.
Научное знание и человеческое достоинство И Курьер ЮНЕСКО.
Ноябрь, 1994.
С.
6.
69 Моисеев Н.Н.
Человек и ноосфера.
М., 1990.
70 Аверин В.А.
Психология в структуре высшего медицинского образования.
// Автореф.
..дис.
д.ра психол.
наук: 19.00.07.
Санкт-Петербургская педиатрич.
мед.
академия.
СПб., 1997.
34 с.
52

[Back]