В современную эпоху остро стоит вопрос об участии больного в принятии врачебного решения. Оно оформляется в ряд новых моделей взаимодействия врача и пациента. Среди них информационная, совещательная, интерпретационная, каждая из которых является своеобразной формой защиты прав и достоинства человека. Все эти модели можно свести к одной «конвенционально-институциализированной», основанной больше на диалоге, чем на манипуляции, обращенной к рационалистическому сознанию и ориентированной на ценности индивидуализма в противовес установке на патернализм, доминировавшей в социальном взаимодействии «врач-больной» до недавнего времени. Патернализм как тип взаимоотношения врача и пациента принимает здесь скрытые формы. Можно выделить две формы современного патернализма: «государственный» и «патернализм знания», но данный тип отношений апеллирует к сознанию пациента и уравновешивается индивидуалистическими ценностями и экономическим характером обмена, вводящими в план взаимоотношений врача и пациента модель «продавец-покупатель», характерную для рыночного общества и исключающую патернализм. В историческом плане можно отметить, что на микроинституциальном уровне взаимодействия врача и пациента патерналистская установка видоизменяется и смягчается, дополняясь индивидуалистическими ценностями и формами социального контроля. Таким образом патернализм, в котором упрекают традиционную медицину, таковым, на самом деле, не является. Во-первых, решение пациента на применение ее методов всегда является добровольным и автономным. Вовторых, патерналистские отношения выбирают те пациенты, которые в них нуждаются. Традиционная медицина предоставляет им возможность такого выбора. 212 |
рационалистическому сознанию и ориентированной на ценности индивидуализма в противовес установке на патернализм, доминировавшей в социальном взаимодействии «врач-пациент» до недавнего времени. Это не значит, что патернализм полностью утратил свои позиции в медицине, но теперь данный тип отношений в развитых странах не является публично легитимным и принимает скрытые формы в рамках пространства профессионально-этической кодификации. Можно выделить две формы современного патернализма: «государственный», так как государство участвует соглашении пациента с лечебным учреждением, и «патернализм знания», основанный на власти специалиста, но данный тип отношений апеллирует к сознанию пациента и уравновешивается индивидуалистическими ценностями и экономическим характером обмена. Таким образом, в процессе социального взаимодействия складываются модели взаимоотношений врача и пациента, которые представляют собой само собой разумеющиеся правила, реализующие отношения власти внутри института, независимо от его собственных заявлений на этот счет. В ходе институциализации медицинской практики эти правила частично осознаются и артикулируются, а затем кодифицируются, превращаясь в легитимные формы социального контроля. В древних культурах способность человека врачевать свидетельствовала о его божественной избранности и определяла элитное, как правило, жреческое положение в обществе. Знахари, колдуны и маги обладали священным статусом, и часто были вождями. Подчинение им было нормативно закреплено, а оплата была обязательной и осуществлялась в форме дара. Практика древнего врачевания имела манипулятивный характер, и на этой основе начинает впервые формироваться базовая форма взаимоотношений врача и пациента патернализм, основанный на «властно-мистической модели» социального взаимодействия. Для нее характерно доминирование прямого подчинения больного, а так же вручение себя, когда объектом манипуляции выступает 53 любовь заменяется либидо, манипуляция вновь направлена на бессознательное, но власть врача над больным сохраняется, хотя и как влияние, а не прямое подчинение. Такая форма патернализма может быть названа «либидиозной». В современную эпоху остро стоит вопрос об участии пациента в принятии врачебного решения. Оно оформляется в ряд новых моделей взаимодействия врача и пациента, в частности модель «потребительуслугодатель», характерную для рыночного общества и исключающую патернализм. В историческом плане можно отметить, что на микроинституциальном уровне взаимодействия врача и пациента патерналистская установка видоизменяется и смягчается, дополняясь индивидуалистическими ценностями и формами социального контроля. I Глава II. Межличностная коммуникация «врач-пациент» 55 либидо, манипуляция вновь направлена на бессознательное, но власть врача над больным сохраняется, хотя и как влияние, а не прямое подчинение. Такая форма патернализма может быть названа «либидиозной». В настоящее время остро стоит вопрос об участии больного в принятии врачебного решения. Оно оформляется в ряд новых моделей взаимодействия врача и пациента. Среди них — информационная, совещательная, интерпретационная, каждая из которых является своеобразной формой защиты прав и достоинства человека. Обобщая, все эти модели можно свести к одной «конвенциональноинституциализированной», основанной больше на диалоге, чем на манипуляции. В соответствии с данной моделью можно выделить две формы современного патернализма: «государственный», так как государство участвует соглашении пациента с лечебным учреждением, и «патернализм знания», основанный на власти специалиста, но данный тип отношений аппелирует к сознанию пациента и уравновешивается индивидуалистическими ценностями и экономическим характером обмена, вводящими в план взаимоотношений врача и пациента модель «продавецпокупатель», характерную для рыночного общества и исключающую патернализм. В современную эпоху переход к «конвенциональноинституциализированной» модели взаимоотношений врача и пациента на микроинституциальном уровне взаимодействия сопровождался макроинституциальными изменениями системы здравоохранения, которая в современном обществе регулируется не столько моральными императивами, сколько финансово-правовыми механизмами. Последним соответствует возникновение и развитие систем страховой медицины, которая иллюстрирует процесс трансформации институциальных ценностей патернализма в сторону ценностей индивидуализма, 108 |