нашем обществе народная медицина продолжает существовать наряду с научной как подчиненная часть общей медицинской культуры, как субкультура. Научная медицина стала не только ведущей, но и господствующей формой медицинской культуры. Однако по своей сути она не может обеспечить полного, исчерпывающего удовлетворения потребности населения в медицинской помощи. Именно этот факт служит социально-психологическим мотивом для поиска новых способов и средств лечения за пределами существующей медицинской культуры. Поскольку эмпирический поиск не в состоянии конкурировать с научной медициной, а все «немедицинские» изыскания не могут оторваться от народной среды, то, в конечном счете, этот вид медицины и заслуживает название «традиционной». Таким образом, вырисовывается четкая картина эволюции традиционной медицины: 1) традиционная медицина как самостоятельная и единственная форма медицинской деятельности, образовавшаяся в доклассовом обществе; 2) традиционная медицина как субкультура («вторая» культура.) Взятая в единстве с эволюцией научной медицины, данная схема раскрывает общую закономерность социально-исторического развития медицинской культуры. От коллективного удовлетворения потребности в медицинской помощи традиционная медицина через свое отрицание, узкопрофессиональную медицинскую деятельность движется к единству коллективной и профессиональной научно медицинской практики в условиях государственной системы здравоохранения. Врач будущего это врач, не только знающий о последних достижениях медицинской науки и владеющий методами академической признанной медицины, но и специалист, обладающий всевозможными методами традиционной медицины, что позволяет лечить больного, исходя из его индивидуальных особенностей, используя тот метод научной и традиционной медицины, который является для пациента наиболее эффективным. 234 |
также лицензирование учреждений, подготавливающих специалистов в области альтерната ицины. Сейчас это небольшое число государственных учреждений (кафедры медицинских институтов и институтов усовершенствования врачей), а также коммерческие учреждения, число которых велико, но качество подготовки специалистов в них оставляет желать лучшего. В целом, высшая медицинская школа должна курировать обучение альтернативной ицине. Необходимо отметить, что роль высших и средних медицинских учебных заведений в изучении различных разделов альтернативной медицины значительно повысилась. Сегодня существуют два направления в обучении: первичная специализация, которая проводится на г разных кафедрах альтернативной медицины с изучением основ того или иного метода (акупунктуры, мануальной терапии, фитотерапии), и ключение некоторых методов в комплексные программы медицинских дисциплин. Врач будущего это врач, не только знающий о последних достижениях медицинской науки и владеющий методами академической, признанной медицины. Это специалист, обладающий всевозможными методами альтернативной медицины, что позволит лечить больного, исходя из его индивидуальных особенностей, используя тот метод научной и традиционной медицины, который является для пациента наиболее эффективным. Все это говорит о том, что альтернативная медицина, признают это или не признают официальные лица, является составной частью института здравоохранения в России. Она обладает же институциональными признаками, что и все официальное здравоохранение: целями, задачами, предметом деятельности, т.е сохранение жизни и здоровья людей; учреждениями и организациями: лечебницы, лечебные центры и пункты; 74 * 2. подчеркнута практическая направленность, когда ценность всякого акта медицинской помощи определяется достигнутой целью; 3. безличный и сугубо эмпирический характер знания. 4. само и взаимопомощь; 5. непосредственная (через личные контакты) передача опыта. С раз, умственного и физического труда, становлением духовного производства знании как самостоятельного рода деятельности научная медицина становится ведущим элементом медицинской культуры общества. Однако она не исчерпывает собой всей медицинской деятельности. В нашем обществе народная медицина продолжает сущест научной медициной как подчиненная часть общей медицинской культуры, как субкультура. Научная ;ицина стала не только ведущей, но и ующеи формой медицинской культуры. В то же время, по самой своей сути она не может обеспечить полного, исчерпывающего удовлетворения потребности населения в медицинской помощи. Неудовлетворенная потребность служит социально-психологическим мотивом поисков новых способов и средств своего удовлетворения за пределами существующей медицинской культуры. Поскольку, однако, эмпирический поиск не в состоянии конкурировать с научной медициной, то все эти немедицинские изыскания не могут оторваться от этой среды и, в конечном счете, все равно вращаются около медицины, почему и заслуживают название «альтернативной». Таким образом, вырисовывается четкая картина эволюции альтернативной медицины: 1) альтернативная медицина как самостоятельная и единственная форма медицинской деятельности в доклассовом обществе; 2) альтернативная медицина как субкультура («вторая» культура). Взятая в единстве с эволюцией научной медицины, эта схема раскрывает общую закономерность социально-исторического развития медицинской 121 культуры. От коллективного удовлетворения потребности в медицинской помощи альтернативная (традиционная) ицина свое отрицание узкопрофессиональную медицинскую деятельность приходит к единству коллективной и профессиональной научно медицинской практики в условиях государственной системы здравоохранения. Врач будущего это врач, не только знающий о последних достижениях медицинской науки и владеющий методами академической признанной медицины. Это специалист, обладающий всевозможными методами альтернативной медицины, что позволяет лечить больного, исходя из его индивидуальных особенностей, используя тот метод научной и традиционной медицины, который является для пациента наиболее эффективным. 122 |