Проверяемый текст
Шерер, Ирина Николаевна. Социальный статус альтернативной медицины в современной России : На материале Волгоградской области (Диссертация 2004)
[стр. 30]

скому применению на территории Российской Федерации [56, 57, 280].
Знахарство можно определить как лечение с помощью иррациональных методов, основанных на эмпирическом опыте народной медицины, суевериях и невежестве [57, 299].
На ранних этапах развития общества знахарство не отделялось от народной медицины.
Некоторые из лекарственных средств и методов лечения, например, массаж, утоление болей, остановка кровотечения и прочих
способах применявшихся знахарями, не были лишены рациональности и впоследствии у многих народов легли в основу научной лекарственной ботаники, медицинской зоологии, терапии, бальнеологии.
Отношение к знахарям в старину было положительным, их совета искали во многих затруднительных случаях бытового и общественного характера.
Однако со временем незаурядные способности некоторых знахарей в классовом обществе стали использоваться в интересах культа.
Появились храмовые целители-чудотворцы, якобы облеченные ореолом святости.
Под крылом церкви
в обществе насаждались суеверия.
Да и сами знахари стремились использовать свои знания и опыт в личных интересах, в целях наживы.
Таким образом, знахарство постепенно превращалось в профессию, ремесло, в средство обогащения.
Этот отход от
стародавних традиций находил осуждение в народе.
«Встречающиеся
в древнерусской письменности синонимы знахарь кудесник, чародей, колдун, волшебник, вещун, ведьма с небольшими оттенками отображали близкие между собой понятия и характеризовали человека одаренного сверхъестественными познаниями сокровенных сил природы» [16, 56,299].
В XVI XVII вв.
на смену волхвам пришли колдуны, ведьмы и шаманы.
Позднее возникло знахарство, которое сохраняется до наших дней.
Его сутью являются различные магические действия нашептывания, заговоры, опрыскивания наговорной водой, окуривания, ограждение амулетами, нередко
сопровождавшиеся введением в больной организм настоек и порошков из трав и животных продуктов.
«Эмпирическому направлению народной медицины на Руси следовали народные лекари (лечцы, знатьцы).
Среди них выделялись
29
[стр. 19]

которых тогда было значительно больше, чем теперь? «В городах и деревнях находились люди, называвшиеся лекарями, знахарями, ворожеями; знания о способах лечения болезней им передавались родителями или учителями — 4 знахарями, подобно тому, как ремесленник горшечник или портной передает навыки своего ремесла подмастерью.
Безусловно, имели значение и личный опыт, и наблюдательность» [170] Знахарская медицина это традиционное врачевание, основанное на эмпирическом опыте народной медицины.
Методы знахарской медицины официально не зарегистрированы и, следовательно, не разрешены к медицинскому применению на территории Российской Федерации.
[31,34,168,].
Знахарство занятие врачеванием как профессией, в основном, с помощью иррациональных методов, основанных на эмпирическом опыте народной медицины, суевериях, невежестве.
Знахарство можно определить и как лечение с помощью иррациональных методов, основанных на эмпирическом опыте народной медицины, суевериях и невежестве [34,172,].
На ранних этапах знахарство не отделялось от народной медицины.
Некоторые из лекарственных средств и методов лечения, например массаж, утоление болей, остановка кровотечения и прочих
применявшиеся знахарями, не были лишены рациональности и впоследствии у многих народов легли в основу научной лекарственной ботаники, медицинской зоологии, терапии, бальнеологии.
Отношение к знахарям в старину было положительным.
Их совета искали во многих затруднительных случаях бытового и общественного характера.
Однако со временем незаурядные способности некоторых знахарей в классовом обществе стали использоваться в интересах культа.
Появились храмовые целители-чудотворцы, якобы облеченные ореолом святости.
Под крылом церкви
насаждались суеверия.
Да и сами знахари проявляли стремление использовать свои знания и опыт в личных интересах, в целях наживы.
Таким образом, знахарство постепенно превращалось в профессию, ремесло, в средство обогащения.
Этот отход от
19

[стр.,20]

4 стародавних традиций находил осуждение в народе.
«Встречающиеся
древнерусской письменности синонимы знахарь кудесник, чародей, колдун, волшебник, вещун, ведьма с небольшими оттенками отображали близкие между собой понятия,
характеризовали человека, хотя и одаренного сверхъестественными познаниями сокровенных сил природы».
[30,32,166, 170,] В 16 17 вв.
на смену волхвам пришли колдуны, ведьмы и шаманы.
Позднее возникло знахарство, которое сохраняется до наших дней.
Его сутью являются различные магические действия нашептывания, заговоры, опрыскивания наговорной водой, окуривания, ограждение амулетами, нередко
сопровождающие введение в больной организм настоек и порошков из трав и животных продуктов.
«Эмпирическому направлению народной медицины на Руси следовали народные лекари (лечцы, знатьцы).
Среди них выделялись
рудометы, или кровопуски, повивальные бабки, костоправы, очные, кильные, чепучинные, камчужные мастера и др».
[10,76].
На каждом новом этапе развития содержание, формы и виды знахарства существенно изменялись.
Знахарство в щцине находит место и в современном обществе.
Проявления знахарства различны, в зависимости от территориальных особенностей, народности, характера, бытовых традиций, уровня общей культуры.
Основой современного знахарства остается попрежнему врачевание с тем только коренным различием, что в нем нет научной медицины.
В арсенале лечебных средств знахарей фигурируют растения, яды, минералы, части животных.
От знахарей различных континентов в страны Европы пришло множество разнообразных целебных веществ, изготовляемых из растений.
Часть из них известна широко (хинин, кураре, кокаин и.т.д.), другие знакомы только медикам и фармакологам.
На современном этапе в лечебной практике многих знахарей применяются сильнодействующие средства.
Однако Г.Б.
Райт пишет («Свидетель колдовства» 1971): «основное могущество врачей колдунов заключается не только и не столько в 20

[Back]