но длительное время из поля зрения ученых-медиков, врачей и провизоров, что привело к потере исторических корней российской традиционной медицины и к временному забвению процесса формирования ее современного понятийного аппарата [180]. Поэтому при анализе корней русской народной медицины и мировых традиционных медицинских систем необходимо, прежде всего, принимать во внимание исторически и территориально обусловленное их взаимное влияние и взаимопроникновение. Традиционная медицина (в основе своей) носит национальный характер, то есть отражает национальные особенности быта и верования людей, составляющих ту или иную историческую общность. В историческом плане возникновение традиционных медицинских систем связывают с появлением письменности и профессиональных врачевателей, а также школ, передающих знания о методах и способах врачевания. Данное отличие следует рассматривать как элемент первобытной традиционно-бытовой культуры, сохраняющей мистическое ядро многовекового эмпиризма знахарской медицины [275]. Отсюда склонность народных целителей к элементам ворожбы и заговоров или магических заклинаний. По определению В.И. Даля [128], знахарь это знающий, сведущий в деле лекарь-самоучка. Современный знахарь или целитель использует во врачевании не только опыт своих предков. В условиях широких международных контактов, взаимопроникновения культур он располагает еще громадной информацией о лечебных средствах и методах, применяемых в других странах. Не случайно в арсенале оздоровительных средств народных целителей появились элементы дыхательной гимнастики йогов, китайской цигун, японской акупрессуры шиацу, пульсовой диагностики и др. К медицине Востока обращает свой взор и классическая научная медицина. С последней и, прежде всего, с лекарственными средствами растительного происхождения многие исследователи связывают перспективу будущего здравоохранения [54,85]. Однако это влияние внесло значительную путаницу в терминологию. Если традиционные системы формировались на базе народного эмпирического 32 |
ее современного понятийного аппарата [104]. Поэтому при анализе корней русской народной медицины и мировых традиционных медицинских систем необходимо, прежде всего, принимать во внимание исторически и территориально обусловленное их взаимное влияние и взаимопроникновение. Альтернативная медицина как составная часть традиционной культуры носит национальный характер и поэтому отражает национальные особенности быта и верования людей, составляющих ту или иную Висторическую общность. историческом плане возникновение 4 традиционных медицинских систем связывают с появлением письменности и профессиональных врачевателей и школ, передающих знания о методах и способах врачевания. Это отличает альтернативную медицину от народной медицины, которую в историческом аспекте следует рассматривать как элемент первобытной традиционно-бытовой культуры, и которая дошла до нас, в том числе в виде, сохраняющем мистическое ядро многовекового эмпиризма знахарской медицины [140]. Отсюда склонность народных целителей к элементам ворожбы и заговоров или магических заклинаний. По определению В.И. Даля [72], знахарь это знающий, сведущий в деле лекарь-самоучка. Современный знахарь или целитель использует во рачевании не только опыт своих предков. В современных условиях широких международных контактов взаимопроникновение культур неизбежно приводит к расширению информации о лечебных средствах и методах, применяемых в других странах. Не случайно в арсенале оздоровительных * средств народных целителен появились элементы дыхательной гимнастики йогов, китайской цигун, японской акупрессуры шиацу, пульсовой диагностики и др. К медицине Востока обращает свой взор и классическая научная медицина. С последней и, прежде всего, с лекарственными средствами растительного происхождения, многие исследователи сегодня связывают перспективу будущего здравоохранения [37,163]. 23 |