Проверяемый текст
Деларю В.В. Конкретные социологические исследования в медицине. Волгоградский государственный медицинский университет, 2005.
[стр. 53]

групповыми (при групповом анкетировании нежелательно, чтобы было более 10-20 лиц, т.к.
лучше, если вся группа обозрима и доступна для индивидуальных консультаций).
Процедуры анкетирования в присутствии исследователя и интервьюирования достаточно схожи.
Анкета
может не иметь названия, может иметь какое-то общенейтральное или конкретное название, отражающее тему или проблему опроса.
В принципе все эти три варианта имеют равноценное право на существование, но третий вариант часто предполагает очень трудный поиск формулировки, которая была бы по существу и
не вызывала неприятия у самых различных респондентов.
Вводная часть анкеты должна содержать краткую инструкцию по
ее заполнению (не больше 4-5 строк), при этом, наряду с вежливым обращением к респонденту, целесообразно заинтересовать его, можно даже и польстить отвечающему (“Ваши ответы помогут в решении такой-то важной, затрагивающей всех нас проблемы ”всем же хочется быть причастным к решению важных проблем).
Кроме имеющейся в анкете инструкции интервьюер должен
быть готов дать дополнительные разъяснения касающиеся понимания тех или иных высказываний и относительно целей обследования и кто его проводит.
Формулировки вопросов и их порядок строго фиксированы, и интервьюер не имеет права от них отклоняться,
ибо речь идет о_стандартизированных интервью, которые, как правило, в исследованиях по социологии медицины преобладают (там, где основы структурирования заданы на бумаге, возможен и компьютерный вариант, что широко распространено в зарубежной медицине).
Они мало чем
отличаются от анкетирования, недороги и позволяют опросить большое количество людей.
Когда определены тема, план и выбраны ключевые вопросы, а все другое по ходу дела придумывает интервьюер, говорят о нестандартизированном интервью.
В нем почти все вопросы открытые и напоминает оно журналистское интервью.
Его результаты практически не поддаются статистической обработке, но этого и не
требует52
[стр. 17]

совокупности, но не превышать 2000-2500 человек (при этом "уважающие" себя исследователи имеют резерв выборки).
В социологии медицины известны "масштабные" опросы (например, в ходе проведенного Госкомстатом СССР единовременного выборочного изучения мнения населения об амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи было опрошено 53,8 тысячи человек – И.С.Грачев с соавт., 1991), но практика социологических исследований свидетельствует, что при соблюдении основных правил проведения исследования получить достаточно достоверные результаты относительно общественного мнения можно даже при выборке в 1000-1200 человек.
Институт Дж.Гэллапа (Американский институт общественного мнения) в США проводит регулярные опросы как будут голосовать на выборах президента 240 млн.
американцев по национальной выборке объёмом в 1500 человек и достигает поразительной точности (ошибки выборки составляют от 1 до 1,5%).
Согласно Э.А.Капитонову (1996), при проведении телефонных опросов в миллионных городах со случайным набором номеров достаточно опросить 300 респондентов (по итогам переписи 2002г.
в РФ 13 городов-"миллионников"; в т.ч.
Волгоград); для менее крупных городов объём выборки может составлять 150-200 человек.
Для получения некоторого желательного количества ответов в почтовом опросе тиражи анкет и других документов, отправляемых респондентам, следует делать с 200250% запасом; для раздаваемых анкет запас может составлять 20-30%; для личных интервью – 10%; для аудиторных опросов – 2-5%; однократное посещение на дому обеспечивает опрос примерно 55% респондентов (после 3-4-го посещения результативность каждого последующего резко снижается).
2.2.
Анкетирование и интервьюирование.
Тестирование.
Традиционно выделяют две основные разновидности социологического опроса: анкетирование, когда опрашиваемый сам заполняет опросник в присутствии исследователя или без (почтовый опрос, опрос через газеты, журналы) и интервьюирование, предполагающее личное общение с опрашиваемым, когда исследователь сам задает вопросы и фиксирует ответы; фактически, сбор анамнеза заболевания правомерно рассматривать как клиническое интервью; анкетирование и интервьюирование могут быть как индивидуальными, так и групповыми (при групповом анкетировании не желательно, чтобы было более 10-20 лиц, т.к.
лучше, если вся группа обозрима и доступна для индивидуальных консультаций).
Процедуры анкетирования в присутствии исследователя и интервьюирования достаточно схожи, а
у пожилых людей такое анкетирование часто переходит в стандартизированное интервьюирование (см ниже).
Анкета может не иметь названия, может иметь какое-то обще-нейтральное название (типа "Социально-психологическая анкета" или даже просто "Анкета") и иметь конкретное название, отражающее тему или проблему опроса ("Условия жизни больных сахарным диабетом" и т.п.).
В принципе, все эти три варианта имеют равноценное право на существование, но третий вариант часто предполагает очень трудный поиск формулировки, которая была бы по существу и
при этом не вызывала неприятие у самых различных респондентов (понятно, что всем угодить невозможно, но постараться надо).
20 Вводная часть анкеты должна содержать краткую инструкцию по её заполнению (не больше 4-5-ти строк), при этом, наряду с вежливым обращением к респонденту ("Уважаемый коллега !", "Уважаемые родители !" и т.п.) целесообразно заинтересовать его, в том числе можно и польстить отвечающему ("Ваши ответы помогут в решении такой-то важной, затрагивающей всех нас проблемы" – всем же хочется быть причастным

[стр.,18]

к решению важных проблем).
При этом не следует злоупотреблять одной формой вежливого обращения – многократное использование в одной анкете (и, особенно, одном интервью) слова "пожалуйста" или "спасибо" может надоесть респонденту и вызвать у него раздражение12 .
Кроме имеющейся в анкете инструкции интервьюер должен
также быть готов дать дополнительные разъяснения, касающиеся как понимания тех или иных высказываний, так и относительно целей обследования, кто его проводит и т.д.
Когда формулировки вопросов и их порядок строго фиксированы, и интервьюер не имеет права от них отклоняться, речь идёт о стандартизированных интервью, которые, как правило, в исследованиях по социологии медицины преобладают (там, где основы структурирования заданы на бумаге, возможен и компьютерный вариант, что широко распространено в зарубежной медицине).
Они мало чем
отличается от анкетирования, недороги и позволяют опросить большое количество людей.
Распространённый вариант – телефонные интервью13 (примеры использования телефонных интервью в социологии медицины – исследования П.Е.
Шкодича с соавт., 1997; В.В.
Деларю, 2000; Е.А.
Асламовой, 2002, в ходе которых респонденты опрашивались о различных радиопередачах медицинской направленности).
Когда определена тема, план и выбраны ключевые вопросы, а всё другое по ходу дела придумывает интервьюер, говорят о нестандартизированном интервью (собеседование членов приёмной комиссии с поступающими в медицинский вуз абитуриентами при приёме от последних документов может рассматриваться как нестандартизированное интервью).
В нём почти все вопросы открытые и напоминает оно журналистское интервью.
Его результаты практически не поддаются статистической обработке.
Но этого и не
требуется.
Чаще всего цель нестандартизированного интервью – ______________________________ 12 Впрочем, не обязательно раздражение.
Автор присутствовал на апробации одной кандидатской диссертации, когда соискатель привёл всех присутствующих в восторг после 5-6 своих ответов, которые он начинал неизменными словами "Благодарю Вас за интересный вопрос".
13 Ю.И.Яковенко и В.И.Паниотто (1988) приводят мнение Института Дж.Гэллапа о том, что в Европе телефонный опрос даёт много отказов, поэтому мало пригоден как регулярный метод социологического исследования.
Согласно данным автора, при достаточно коротком телефонном опросе на медицинские темы (4-6 вопроса), количество отказов не превышает 4-5%.
21 разведывательная (см.
пилотажное исследование) – получение информации о незнакомом явлении, углубление проблемы, выяснение подробностей, не "схваченных" в стандартизированном интервью; количество интервьюированных при этом невелико.
При нестандартизированном интервью целесообразно учитывать не только вербальные высказывания, но и невербальное поведение (реакцию на задаваемые вопросы – мимику, жесты, длительность обдумывания ответов), что особенно важно при пилотажных исследованиях.
Структурированное (стандартизированное) интервью имеет более высокую прогностическую валидность, чем неструктурированное [Г.
Трост, 1997].
Проводящий инструктаже организатор исследования должен обговорить с анкетёром (интервьюером) следующие вопросы [Практикум по прикладной социологии, 1987]:  кто проводит исследование;  цели и задачи исследования;  мотивация на добросовестную работу;  принципы и требования, предъявляемые к проведению опроса;  инструментарий (анкеты, структура интервью и др.);  порядок заполнения анкеты;

[Back]