ние фитотерапевтических методов и средств в профилактику и восстановительное санаторное лечение (в том числе и по месту жительства) работающих на вредных для здоровья предприятиях, при физическом переутомлении, психоэмоциональных стрессах, а так же при повреждающих воздействиях факторов внешней среды» [205]. Эту точку зрения подтверждает Л.Р. Галушкина в статье «Рецепты народной медицины при лечении кашля». Он рассматривает, например, вопросы фитотерапии кашля (как результат простуды) и приводит рецепты народной медицины с использованием хорошо известных и доступных в домашних условиях лекарственных растений, пищевых продуктов и меда, способы приготовления прописей просты и подробно объяснены в тексте. Обоснована терапевтическая эффективность перечисленных народных средств. Предложено использовать их для профилактики и лечения кашля различной этиологии [102]. Русский акушер А.П. Губарев высоко ставил народную медицину, признавая, что деревенские повивальные бабки часто оказывали существенную помощь роженицам, используя передающийся из поколения в поколение опыт, основанный на здравом смысле, соблюдении чистоты и уверенности в силах природы. Типичные черты народной медицины подметили в прошлом веке П.Е. Заблудовский, Г.Р. Крючок, где «...наряду с относительно здоровыми началами, весьма часто выступают грубое шарлатанство, обман и эксплуатация одного самых существенных стремлений человека стремления к сохранению своего здоровья и своей жизни». «В Древнерусском государстве (Киевская Русь) и Средневековой Руси (Московское государство) медицина была донаучной, эмпирической (народной)» [150]. В своей статье «Сегодня и завтра комплементарной медицины» В. Зилов, Л. Кудаев и И. Пальцев пишут: «Термин «комплементарная медицина» имеет многочисленные синонимы. Нередко, когда речь о лечебных методах народной медицины, используют термин «традиционная» или «альтернативная». Последнему в определенной степени способствовала дефинизация ВОЗ 86 |
2.2. Отношение представителей официальной медицины к медицине альтернативной. •А» В России средства и методы народной медицины изучались со второй половины 18 века Петербургской академией наук, университетами и научными обществами с целью составления лекарственных ботанических словарей, коллекционирования лекарственных растений, употребляемых народом, и обеспечения страны лекарственным сырьем. Отечественные врачи широко использовали во врачебной практике народные средст в лаборатории С. П. Боткина была изучена применявшаяся в народной медицине трава горицвета и введена в медицинскую практику в качестве сердечного средства. •е Доктор медицинских наук В. Корсун (Институт фитотерапии и натуральной медицины, г. Москва) в статье «Значение фитотерапии и проблемы подготовки специалистов» описывает достижения фитротерапии: «Появилась возможность по-новому взглянуть на физиологическое действие с синтетическими препаратами. Успех фитотерапии отмечен при многих терапевтических, хирургических, стоматологических заболеваниях. Очень важно, чтобы фитотерапия как метод была предусмотрена в рамках государственных и медико-социальных программ, в частности, необходимы разработка и рение фитотерапевтических методов и ств профилактику и восстановительное санаторное лечение (в том числе и по месту жительства) работающих на вредных для здоровья предприятиях, при физическом переутомлении, психоэмоциональных стрессах, а так же при повреждающих воздействиях факторов внешней среды. [113]. 4' Русский акушер П. Губарев высоко ставил народную ицину. указывая что деревенские повивальные бабки часто оказывали существенную помощь роженицам, используя передающийся из поколения в поколение опыт, основанный на здравом смысле, соблюдении чистоты и уверенности в силах природы. Типичные черты народной медицины 54 4, *Г подметили в прошлом веке ILE. Заблудовский, Г.Р. Крючок и.др., которые писали, что в ней «наряду с относительно здоровыми началами весьма часто выступают грубое шарлатанство, обман и эксплуатация одного из самых существенных стремлений человека — стремлениОя к сохранению своего здоровья и своей жизни». «В Древнерусском государстве (Киевская Русь) и Средневековой Руси (Московское государство) медицина была донаучной, эмпирической (народной)». [84]. В своей статье «Сегодня и завтра комплиментарной медицины» В. Зилов, Л. Кудаев и И. Пальцев пишут: «Термин «комплиментарная медицина» имеет многочисленные синонимы. Нередко, когда речь идет о лечебных методах народной медицины, используют термин «традиционная» или «альтернативная». Последнему, в определенной степени, способствовала дефинизация ВОЗ альтернативной медицины как всех форм поддержания здоровья, которые «обычно находятся за пределами официального здравоохранения». [90] Среди методов комплементарной медицины Британская медицинская ассоциация признает 17, в число которых входит акупунктура, рефлексотерапия, техника Александера, ароматерапия, хиропрактика, массаж и т д. [90]. В свете этой закономерности становятся понятными такие явления, как знахарство. Знахарство в ранний период развития общества представляло собой форму становления разделения труда, переход к профессиональной медицинской деятельности. В значительной мере таковым оно оставалось и в условиях феодального общества, г культуры. В условиях современного вставляя собой элемент «второй» щества, опирающегося на научный фундамент, знахарство и народная медицина является элементом контр культуры. Так, еще 350 лет назад учили, что кровь вырабатывается в печени, а из сердца по сосудам артериям идет воздух. Очевидно, в те далекие времена 55 федеральной службы медицинской профилактики указана специальность фитотерапевта, которой до сих пор нет в перечне медицинских специальностей. В приказе № 270 М3 РФ от 1.07.96 г. приведены данные по обязательному лицензированию государственных ч хозрасчетныхи учреждений и физических лиц по фитотерапии с обязательным прохождением подготовки в государственных учебных заведениях. Но в настоящее время в России нет специального курса фитотерапии в вузах и на факультетах последипломного образования, хотя программы по фитотерапии для средних медицинских учреждений, колледжей были утверждены 3 года назад, а для фармацевтических факультетов и академий в 1996 г. Очень важно, чтобы фитотерапия как метод была предусмотрена в рамках государственных и медико-социальных программ. В частности, необходимы разработка и внедрение фитотерапевтических методов и средств в профилактику и восстановительное санаторное лечение (в том числе по месту жительства) работающих на вредных для здоровья предприятиях, при физическом переутомлении, психоэмоциональных стрессах, а также при повреждающих воздействиях факторов внешней среды. Массаж. Массаж возник в глубокой древности. Слово «массаж» происходит от греческого слова «цадой», что означает месить, мять, поглаживать. Массаж как метод лечения применялся уже в третьем тысячелетии до н. э. в Китае, затем Японии, Индии, Греции, Риме. Записи о массаже появляются у арабов. Из глубины веков до нас дошло и описание лечебных методик акупунктуры, акупрессуры, надавливании на определенные точки. Памятники древности, такие как сохранившиеся алебастровые барельефы, папирусы, на которых изображены различные массажные манипуляции, свидетельствуют о том, что ассирийцы, персы, египтяне и другие народы хорошо знали массаж и самомассаж. «В России в XVIII в. массаж пропагандировал М. Я. Мудров. В XIX в развитию массажа способствовали работы шведского специалиста П. Т. 92 |